Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Как списать особо ценное имущество в бюджетном учреждении

Как списать особо ценное имущество в бюджетном учреждении

Оглавление:

Приложение N 2. Перечень документов, представляемых подведомственными Федеральному агентству научных организаций федеральными государственными бюджетными учреждениями для согласования списания особо ценного движимого имущества

Приложение N 2 Переченьдокументов, представляемых подведомственными Федеральному агентству научных организаций федеральными государственными бюджетными учреждениями для согласования списания особо ценного движимого имущества 1. Для рассмотрения вопроса о возможности согласования решения о списании особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным бюджетным учреждением (далее — Учреждение) собственником либо приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества, Учреждение представляет в Федеральное агентство научных организаций следующие документы: 1.1.

Сопроводительное письмо с указанием всех прилагаемых документов, причин списания, подписанное руководителем и главным бухгалтером Учреждения, заверенное печатью Учреждения, по рекомендуемому образцу согласно к настоящему Перечню. 1.2. Перечень объектов особо ценного движимого имущества в двух экземплярах (данные должны быть внесены из актов о списании объектов основных средств) по рекомендуемому образцу согласно к настоящему Перечню. В перечне объектов особо ценного движимого имущества указывается: а) номер по порядку; б) наименование объекта особо ценного движимого имущества; в) инвентарный номер объекта особо ценного движимого имущества в случае его присвоения; г) год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта особо ценного движимого имущества; д) балансовая стоимость объекта особо ценного движимого имущества на момент принятия решения о списании; е) остаточная стоимость объекта особо ценного движимого имущества на момент принятия решения о списании; ж) срок полезного использования, установленный для данного объекта особо ценного движимого имущества, и срок фактического использования на момент принятия решения о его списании.

1.3. Копия приказа Учреждения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решений о списании федерального имущества (далее — Комиссия) с приложением положения о данной Комиссии и ее состава. 1.4. Копия протокола заседания Комиссии о невозможности и (или) нецелесообразности использования объекта особо ценного движимого имущества и принятия решения о его списании. 1.5. Акт о списании объекта основных средств или акт о списании групп объектов основных средств по установленным формам в одном экземпляре, подписанный председателем и членами Комиссии.

Акт о списании объекта основных средств или акт о списании групп объектов основных средств утверждаются руководителем организации только после получения письменного согласования решения о списании объекта (объектов) основных средств Федеральным агентством научных организаций. 1.6. Технико-экономическое обоснование необходимости и целесообразности списания особо ценного движимого имущества, подписанное руководителем Учреждения. 1.7. Копия инвентарной карточки учета основных средств.

1.8. Техническое заключение независимого эксперта с приложением документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории Российской Федерации. К техническому заключению должны быть приложены фотографии объектов недвижимости, скрепленные печатью технического эксперта. 1.9. Копия технического паспорта объекта особо ценного движимого имущества, в случае отсутствия — письмо в произвольной форме с указанием причин отсутствия технического паспорта.

1.10. Выписка (или копия выписки) из реестра федерального имущества, подтверждающая внесение объекта в указанный реестр в соответствии с Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г.

N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 34, ст. 4237; 2009, N 17, ст. 2095; 2010, N 33, ст. 4435; 2011, N 7, ст. 978; 2012, N 1, ст. 136; 2013, N 5, ст. 407; N 51, ст. 6876). 1.11. Информация, подтверждающая наличие или отсутствие обременении, установленных в отношении списываемого объекта (объектов) особо ценного движимого имущества, в том числе о процедурах исполнительного производства или банкротства организации, если такие введены.

6876). 1.11. Информация, подтверждающая наличие или отсутствие обременении, установленных в отношении списываемого объекта (объектов) особо ценного движимого имущества, в том числе о процедурах исполнительного производства или банкротства организации, если такие введены. 2. В случае списания автотранспортных средств, помимо документов, перечисленных в настоящего Перечня, представляются: 2.1. Копия технического автотранспортного средства.

2.2. Копия свидетельства о государственной регистрации автотранспортного средства. 2.3. Сведения о прохождении последнего техосмотра.

3. В случае списания особо ценного движимого имущества, пришедшего в негодность в результате чрезвычайной ситуации, кроме перечисленных в и (в случае списания автотранспортного средства) настоящего Перечня, дополнительно прилагаются справки, выданные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждающие факт чрезвычайной ситуации с указанием объектов особо ценного движимого имущества, пострадавших от этих бедствий, с краткой характеристикой ущерба. 4. В случае списания особо ценного движимого имущества в результате хищения или нанесения ущерба, кроме перечисленных в настоящего Перечня документов, дополнительно прилагаются: 4.1.

Копия постановления о возбуждении уголовного дела, копия постановления о прекращении уголовного дела или иные документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов Учреждения или возмещению причиненного ущерба.

4.2. Копия приказа о принятии мер в отношении виновных лиц (работников Учреждения), допустивших повреждение объекта особо ценного движимого имущества. 4.3. Копии документов, подтверждающих факт возмещения нанесенного ущерба государству, в случаях хищения имущества, причинения повреждений имуществу или его уничтожения (взыскание ущерба с виновных лиц, если таковые установлены компетентными органами или самой организацией, за которой имущество закреплено, либо страховое покрытие убытков, если имущество было застраховано).

5. При списании автотранспортных средств, выбывших вследствие аварии, дорожно-транспортного происшествия, помимо документов, указанных в и настоящего Перечня, дополнительно прилагается справка о дорожно-транспортном происшествии, выданная подразделением полиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по , утвержденной Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 апреля 2011 г. N 154

«Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии»

(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 мая 2011 г., регистрационный N 20671; Российская газета, 2011, N 101). 6. В зависимости от вида списываемого имущества Федеральным агентством научных организаций запрашиваются у Учреждения дополнительные обосновывающие документы.

7. Представляемые документы подписываются руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) и главным бухгалтером подведомственной организации (за исключением оформляемого комиссией организации акта о списании имущества) и представляются в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде.

Копии документов также могут быть заверены организациями (учреждениями), выдавшими эти документы. В представленных документах не допускается наличие помарок, подчисток, исправлений.

____________________ * Акты о списании должны быть заверены печатью организации, подведомственной Федеральному агентству научных организаций, с указанием даты составления акта. Акты о списании, состоящие из двух и более листов, должны быть прошиты и пронумерованы. < приложение> Приложение >> Содержание

Особо ценное имущество в бюджетных учреждениях

Важное 05 августа 2015 г.

14:21 Автор: А. Гусев Журнал «» № 7/2015 Комментарий к Письму Минфина РФ от 14.05.2014 № 02-07-07/27504. Бюджетные учреждения при ведении финансово-хозяйственной деятельности обязаны учитывать различные ограничения, связанные с отчуждением или приобретением имущества, возникновением или прекращением различных обязательств. Одним из таких ограничений является необходимость обязательного согласования с соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, возможности совершения «крупных сделок».

Согласно ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя. Под крупной сделкой понимается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), с его передачей в пользование или залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Напомним, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей ( ГК РФ).

В силу ГК РФ сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними.

Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух (двусторонняя сделка) либо трех сторон или более (многосторонняя сделка). Исходя из ч. 3 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним названный лицом или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему указанным лицом на приобретение такого имущества, и недвижимым имуществом.

Остальным имуществом (особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности, и иным движимым имуществом) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Однако, как мы отмечали выше, если стоимость данного имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, сделка по его отчуждению, передаче в пользование (например, в аренду) или залог подлежит обязательному согласованию с учредителем. В соответствии с п. 2 Инструкции № 157н бюджетные учреждения должны вести согласно требованиям Бюджетного кодекса, Закона о бухгалтерском учете, Инструкции № 157н и иных нормативно-правовых актов РФ, регулирующих названный учет.

В силу п. 4 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается исходя из бюджетного законодательства РФ.

Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н), определен соответствующий порядок, предусматривающий представление в составе годовой отчетности баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее – баланс (ф. 0503730)).

Согласно п. 13 Инструкции № 33н баланс (ф. 0503730) формируется учреждением (его обособленными структурными подразделениями (филиалами), ведущими бухгалтерский учет) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Исходя из п. 14 Инструкции № 33н показатели отражаются в балансе (ф.

0503730) в разрезе: 1) видов финансового обеспечения (деятельности) учреждения:

  1. субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (графы 3, 7). Напомним, что ранее по данным графам отражались субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции;
  2. субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания (графы 4, 8). Ранее в этих графах указывались субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, собственные доходы учреждения, средства по обязательному медицинскому страхованию. Изменения вступают в силу с отчетности за 2015 год;
  3. собственных доходов учреждения, в том числе доходов от оказания услуг (работ), средств по обязательному медицинскому страхованию, средств во временном распоряжении (графы 5, 9). Ранее здесь отражались средства во временном распоряжении. Изменения вступают в силу с отчетности за 2015 год;

2) показателей на начало года (графы 3, 4, 5), на конец отчетного периода (графы 7, 8, 9) и итоговых показателей на начало и конец отчетного периода (графы 6 (сумма граф 3, 4, 5) и 10 (сумма граф 7, 8, 9)). В графах «На начало года» показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (), которые должны соответствовать информации граф «На конец отчетного периода» предыдущего года (заключительный баланс) с учетом на начало отчетного года сведений о реорганизации (в случае ее проведения) или изменения типа учреждения в целях создания бюджетного (автономного) учреждения, иных данных, изменивших показатели вступительного баланса в установленных законодательством РФ случаях. В графах «На конец отчетного периода» отражается информация о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на 1 января года, следующего за отчетным, с учетом проведенных 31 декабря при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бухгалтерского учета.

В комментируемом Письме от 14.05.2014 № 02-07-07/27504

«Об определении размера балансовой стоимости активов для определения размера крупной сделки бюджетными и автономными учреждениями в 2015 году»

Минфин отмечает, что к активам учреждения относится в том числе (задолженность перед учреждением, включая задолженность по компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений, возврату ранее произведенных платежей, в том числе в бюджеты, ожидаемые поступления от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними).

Инструкцией № 33н с учетом изменений внесенных Приказом № 172н, предусмотрено отражение дебиторской задолженности по расчетам по платежам в бюджеты в активе баланса (ф. 0503730), а кредиторской задолженности по доходам, по расчетам с подотчетными лицами – в пассиве баланса (ф. 0503730) начиная с отчетности за 2015 год.

0503730) начиная с отчетности за 2015 год.

При формировании баланса (ф. 0503730) в составе отчетности за 2015 год отражение дебиторской задолженности по платежам в бюджеты (счет 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты») в активе баланса (ф. 0503730), кредиторской задолженности по доходам (счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам») и расчетам с подотчетными лицами (счет 0208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами») приведет к изменению показателей вступительного баланса на начало отчетного периода (2015 года). Согласно положениям п. 72 Инструкции № 33н данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса учреждения (относительно баланса, представленного за предшествующий отчетный год) отражаются в сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф.

0503773). Исходя из вышеизложенного в случаях изменения валюты баланса по основаниям, предусмотренным законодательством (реорганизация, изменение типа учреждения, изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и др.), следует применять показатель актива баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных сведениями об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф.

0503773). То есть для целей определения размера крупной сделки на 2015 год необходимо сформировать указанные формы отчетов за 2015 год.

В соответствии с ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка, совершенная с нарушением этих требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения. Напомним, что согласно ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от подобного признания (ничтожная сделка).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и обладает данным статусом с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом ( ГК РФ).

Однако надо учитывать, что руководитель бюджетного учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли такая сделка признана недействительной (ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). Согласно ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем указанные доходы.

Необходимо отметить, что, поскольку полная материальная ответственность руководителя организации за ущерб, причиненный организации, наступает в силу закона (ст. 277 ТК РФ), работодатель вправе требовать возмещения ущерба в полном размере независимо от того, содержится ли в трудовом договоре с данным лицом положение о полной материальной ответственности (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 № 52

«О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»

).

Напомним, что порядок предварительного согласования совершения федеральными бюджетными учреждениями крупных сделок определяется соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетной организации (п.

2 Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 № 537

«О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения»

).

Для примера рассмотрим Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Минздравсоцразвития РФ, крупных сделок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1123н (далее – Порядок № 1123н). В силу п. 4 Порядка № 1123н в целях предварительного согласования совершения крупной сделки учреждение направляет в Департамент имущественного комплекса Минздрава следующие документы:

  1. обращение на бланке учреждения о предварительном согласовании совершения им подобной сделки;
  2. технико-экономическое обоснование, содержащее информацию о наименовании крупной сделки, необходимости ее совершения, соответствии уставу (предмету, целям и видам деятельности) учреждения, стоимости сделки, условиях ее оплаты и о других существенных условиях ее заключения;
  3. сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы и дат возникновения задолженности с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и отражением статуса данных задолженностей (текущие или просроченные).
  4. мотивированное обоснование выбора контрагента;
  5. проект соответствующего договора, содержащий условия совершения крупной сделки;
  6. подготовленный согласно законодательству РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, по которому предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее чем за три месяца до представления отчета, за исключением случаев приобретения федерального имущества;

Обращение о предварительном согласовании совершения крупной сделки должно быть в установленном порядке подписано руководителем учреждения либо лицом, исполняющим его обязанности. Прилагаемые к обращению документы должны быть подписаны, а копии документов – заверены подписью руководителя либо лица, исполняющего его обязанности, и печатью учреждения.

В представленных документах исправления, подчистки и помарки не допускаются. Департамент имущественного комплекса Минздрава в течение одного месяца со дня получения обращения о предварительном согласовании совершения учреждением крупной сделки: а) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к обращению; б) изучает основания целесообразности совершения данной сделки; в) подготавливает проект решения о предварительном согласовании совершения указанной сделки или мотивированного решения об отказе в таком согласовании. Решение об отказе в предварительном согласовании совершения крупной сделки может быть принято в следующих случаях:

  1. в результате совершения названной сделки осуществление учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет значительно затруднено или невозможно.
  2. в представленном обращении или прилагаемых к нему документах выявлены неполные, необоснованные или недостоверные сведения;

Для муниципальных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов РФ порядок согласования крупной сделки (в том числе срок и форму согласования сделки) должен установить орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Например, порядок предварительного согласования санкт-петербургским государственным бюджетным учреждением совершения подобных сделок установлен Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 10.05.2012 № 48-р.

[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв.

Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. [3] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[4] Приказ Минфина РФ от 29.12.2014 № 172н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г.

№ 33н».

Государственному бюджетному учреждению по распоряжению Министерства имущества передается оборудование из казны (особо ценное движимое имущество, далее — ОЦДИ), а также от государственного бюджетного учреждения, подведомственного одному учредителю, передается иное движимое имущество, в том числе числящееся на забалансовом счете. Какими бухгалтерскими проводками отразить в учете принимающей стороны получение данного имущества, если ОЦДИ, балансовая стоимость которого больше 40 000 руб.
и менее 100 000 руб., принято к учету передающей стороной до 01.01.2018 (соответственно, у передающей стороны по нему не полностью начислена амортизация)? Нужно ли доначислить амортизацию сразу при вводе в эксплуатацию, или нужно продолжать начислять постепенно, отталкиваясь от первоначального ввода в эксплуатацию?

Нужно ли доначислить амортизацию сразу при вводе в эксплуатацию, или нужно продолжать начислять постепенно, отталкиваясь от первоначального ввода в эксплуатацию?

Какими бухгалтерскими проводками отразить в учете принимающей стороны получение иного движимого имущества, стоимость которого больше 3000 руб. и менее 10 000 руб., принятого к учету передающей стороной до 01.01.2018 и числящегося на счете 101 (амортизация учитывается на счете 104)?

Нужно ли списать имущество при вводе в эксплуатацию сразу на забалансовый счет 21, или нужно продолжать учитывать на счетах 101, 104, отталкиваясь от даты первоначального ввода в эксплуатацию? Необходимо ли имущество, числящееся на забалансовом учете на счете 21, принять на дебет счета 21 без применения балансовых счетов?

  • Государственному бюджетному учреждению по распоряжению.

15 июня 2020 Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Принятие к учету безвозмездно полученных объектов основных средств от организаций бюджетной сферы отражается в корреспонденции со счетом 0 401 10 195 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора».

Принятие к учету безвозмездно переданного ОЦДИ стоимостью от 40 000 до 100 000 рублей включительно осуществляется с использованием счетов 101 20

«Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»

, 104 20 «Амортизация особо ценного движимого имущества учреждения» с дальнейшим доначислением амортизации в 100% размере от балансовой стоимости. Принятие к учету безвозмездно переданного иного движимого имущества стоимостью от 3000 до 10 000 рублей включительно, введенного в эксплуатацию передающей стороной, осуществляется с использованием счетов 101 30

«Основные средства — иное движимое имущество учреждения»

, 104 30 «Амортизация иного движимого имущества учреждения» с дальнейшим списанием со счета 101 30 «Основные средства — иное движимое имущество учреждения» и одновременным отражением на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации». Принятие к учету имущества, учитываемого передающей стороной на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации», в учете бюджетного учреждения может осуществляться сразу на забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации» при согласовании данной записи с учредителем.

Обоснование вывода: Принятие к учету объектов основных средств, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом ( Инструкции N 157н). Безвозмездная передача имущества между организациями бюджетной сферы, как правило, сопровождается Извещением (ф. 0504805), оформленным в двух экземплярах, с указанием суммы и наименования переданного имущества.

К Извещению прикладываются документы, подтверждающие факт приемки-передачи имущества.

При этом принимающая сторона из анализа полученных документов четко должна понимать, какое именно имущество ей передается.

Кроме того, при заполнении Извещения (ф.

0504805), принимающая сторона указывает номера счетов (в своей части), с использованием которых принимаются к учету объекты основных средств.

В соответствии с п. 9.9 Порядка 209н безвозмездные неденежные поступления текущего характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора относятся на подстатью 191 КОСГУ, а безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора относятся на подстатью 195 КОСГУ. В свою очередь, принятие к бухгалтерскому учету полученного безвозмездно имущества в составе основных средств при закреплении права оперативного управления отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 4 101 00 310 «Основные средства» и кредиту счета 4 401 10 195 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора» ( Инструкции N 174н).

Получение объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти, государственными (муниципальными) учреждениями в связи с закреплением имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения)) осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременным принятием к учету, в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации ( Инструкции N 157н). Так, при наличии амортизации по принимаемому имуществу в учете бюджетного учреждения суммы амортизации при получении объектов основных средств отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 411 «Амортизация» и дебету счета 0 401 10 195 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора» ( Инструкции N 174н). Кроме того, следует отметить, что при принятии к учету безвозмездно поступившего особо ценного движимого имущества (далее — ОЦДИ) от организации бюджетной сферы в учете бюджетного учреждения необходимо отразить корректировку показателя в сумме балансовой стоимости принятого к учету оборудования по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счета 0 210 06 661 «Уменьшение расчетов с учредителем» ( Инструкции N 174н).

Вместе с тем данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность должны быть сопоставимы у субъектов учета вне зависимости от типов государственных (муниципальных) учреждений, уровня бюджета бюджетной системы РФ, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности (абзац 4 п.

19 Стандарта «Концептуальные основы», Инструкции N 157н).

Соответственно, если передающая сторона передает имущество, учтенное на балансовых счетах, то в таком случае считаем возможным и принимающей стороне отразить данное имущество на балансовых счетах.

Аналогичным образом может быть отражено принятие к учету имущества, учтенного у передающей стороны на забалансовых счетах. Таким образом, если ОЦДИ, балансовая стоимость которого от 40 000 до 100 000 рублей, передавалась с не полностью начисленной амортизацией, то и бюджетное учреждение — принимающая сторона может отразить данное имущество с такими же показателями, как и у передающей стороны.

Если иное движимое имущество, стоимость которого от 3000 до 10 000 рублей, учитывалась у передающей стороны на счетах 101 30

«Основные средства — иное движимое имущество учреждения»

и 104 30 «Амортизация иного движимого имущества учреждения», то и бюджетное учреждение — принимающая сторона, может отразить данное имущество на аналогичных счетах бухгалтерского учета.

В то же время с 01.01.2018 изменился стоимостной критерий начисления амортизации на объекты основных средств.

Так, на объект основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей включительно амортизации начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию (подпункт «г» п. 39 Стандарта «Основные средства»), тогда как на объект основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость по таким активам, являющимся объектами движимого имущества (за исключением библиотечного фонда), при вводе в эксплуатацию списывается с бухгалтерского учета, с одновременным отражением на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации» (подпункт «б» п.

39 Стандарта «Основные средства»).

В разделе 7 «Амортизация основных средств» Методических рекомендаций по применению Стандарта «Основные средства» указано, что в отношении объектов основных средств, принятых к учету до перехода на применение Стандарта «Основные средства» (до 1 января 2018 года), перерасчет амортизации (изменение способа начисления амортизации, определенного на момент признания объекта к учету) не производится.

В разделе 7 «Амортизация основных средств» Методических рекомендаций по применению Стандарта «Основные средства» указано, что в отношении объектов основных средств, принятых к учету до перехода на применение Стандарта «Основные средства» (до 1 января 2018 года), перерасчет амортизации (изменение способа начисления амортизации, определенного на момент признания объекта к учету) не производится. Однако в данной ситуации бюджетное учреждение — принимающая сторона в качестве нового балансодержателя осуществляет и принятие объекта к учету и ввод в эксплуатацию, руководствуясь при этом правилами организации бухгалтерского учета, действующими на момент принятия объекта к учету. Именно с этого момента у учреждения возникает необходимость определить способ начисления амортизации.

Учитывая, что начиная с 01.01.2018 следует руководствоваться нормами Стандарта «Основные средства», амортизация на объекты основных средств от 10 000 до 100 000 рублей включительно начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию, а на объекты основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно начисляться не должна.

Поэтому считаем, что, несмотря на то, что объекты основных средств были приобретены и введены в эксплуатацию до начала действия Стандарта «Основные средства», на момент принятия их к учету новым балансодержателем следует применять стоимостные критерии, введенные с 01.01.2018.

Следовательно, на объекты основных средств стоимостью от 40 000 до 100 000 включительно, введенные в эксплуатацию до 2018 года другим балансодержателем, амортизация при получении такого актива должна начисляться по действующим правилам, то есть в 100% размере. Вместе с тем амортизация на объекты от 3000 до 10 000 рублей включительно не начисляется, а их дальнейший учет следует осуществлять с использованием забалансового счета 21 «Основные средства в эксплуатации». Вместе с тем порядок организации бухгалтерского учета основных средств, бывших в эксплуатации и полученных от организации бюджетной сферы в части начисления амортизации, в настоящее время не урегулирован.

Бухгалтерские записи по отражению списания объекта основных средств для целей дальнейшего отражения их на забалансовом счете 21 в случаях, когда по ним ранее была начислена амортизация, N 174н также не содержит. В такой ситуации учреждению следует самостоятельно разработать корреспонденции счетов, закрепив их в своей учетной политике и согласовав с учредителем ( Инструкции N 174н).

При этом корректировка начисленной ранее амортизации может быть отражена по дебету счета 104 00 «Амортизация» в корреспонденции с кредитом счета 101 00 «Основные средства» в сумме начисленной амортизации по объекту основного средства, равной сумме балансовой стоимости имущества (смотрите, например, методику, предложенную Минфином РФ, по аналогичной ситуации изменения критерия оценки неамортизируемого имущества, п. 3.1 Методических указаний по переходу на новые положения Инструкции по бюджетному учету, доведенных письмом от 10.04.2009 N 02-06-07/1505).

Кроме того, действующими в настоящее время нормативно-правовыми актами порядок отражения хозяйственных операций, связанных с передачей объектов основных средств, учтенных на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации», не урегулирован. Вместе с тем забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации» предназначен для учета находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества ( Инструкции N 157н). Соответственно, бюджетное учреждение получает в рассматриваемой ситуации уже введенные в эксплуатацию объекты, ранее в установленном порядке учтенные и списанные с балансового счета 101 00 «Основные средства».

Однако на данном счете учитываются основные средства, находящиеся в эксплуатации учреждения. Таким образом, считаем, что для осуществления передачи другой организации бюджетной сферы такие объекты прежде всего необходимо было вывести из эксплуатации, а следовательно, восстановить их на соответствующем балансовом счете. Вместе с тем в рассматриваемой ситуации передающая сторона не восстанавливала объекты основных средств, учтенные на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации» на соответствующий балансовый счет.

Таким образом, считаем, что в связи с необходимостью сопоставления показателей данных бухгалтерского учета между субъектами учета указанные объекты могут быть сразу отражены на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации». Однако, учитывая неурегулированность данного вопроса, принятый порядок учета передачи имущества, учтенного на забалансовых счетах, следует закрепить в учетной политике учреждения и согласовать с учредителем в порядке Инструкции N 174н.

Таким образом, в учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие записи: 1.1. Дебет Х 101 24 310 Кредит Х 401 10 195 — отражено принятие к учету безвозмездно полученного оборудования — ОЦДИ; 1.2.

Дебет Х 401 10 195 Кредит Х 104 24 411 — отражена сумма начисленной амортизации по безвозмездно полученному оборудованию — ОЦДИ; 1.3 Дебет Х 109 ХХ 271 (Х 401 20 271) Кредит Х 104 24 271 — отражено доначисление амортизации на безвозмездно полученное оборудование — ОЦДИ стоимость от 40 000 до 100 000 включительно; 1.4.

Дебет Х 401 10 172 Кредит Х 210 06 661 — отражена корректировка показателя в учете бюджетного учреждения при принятии к учету безвозмездно полученного ОЦДИ; 2.1. Дебет Х 101 34 310 Кредит Х 401 10 195 — отражено принятие к учету безвозмездно полученного оборудования — иного движимого имущества; 2.2.
Дебет Х 101 34 310 Кредит Х 401 10 195 — отражено принятие к учету безвозмездно полученного оборудования — иного движимого имущества; 2.2.

Дебет Х 401 10 195 Кредит Х 104 34 411 — отражена сумма начисленной амортизации по безвозмездно полученному оборудованию — иному движимому имуществу; 2.3. Дебет Х 104 34 411 Кредит Х 101 34 410, с одновременным отражением на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации» — отражено списание оборудования — иного движимого имущества с балансового счета, стоимость которого от 3000 до 10 000 включительно, в сумме начисленной амортизации по объекту основного средства, равной сумме балансовой стоимости имущества; 3.

Увеличение забалансового счета 21 «Основные средства в эксплуатации» — отражено принятие к забалансовому учету имущества, отраженного в учете передающей стороны на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации». Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Панина КристинаКонтроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина 26 мая 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Сущность ОЦДИ

Как бюджетное, так и автономное учреждение вправе отчуждать или иным образом распоряжаться объектами ОЦДИ, закрепленными за ним учредителем или приобретенными за счет средств, выделенных учредителем, только с согласия учредителя. Данная норма закреплена в Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ), ст.

3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ).

Порядок отнесения имущества к ОЦДИ определяет учредитель на основании утвержденных Правительством РФ критериев. Критерии отнесения имущества к ОЦДИ приведены в постановлении Правительства РФ (далее — Постановление № 538), согласно которому включению учредителями в состав перечней ОЦДИ подлежит следующее движимое имущество: а) балансовая стоимость которого превышает размер, установленный уполномоченным органом, при этом данный размер должен находиться в интервале: — для федеральных учреждений — от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей; — учреждений субъектов РФ — от 50 тыс.

рублей до 500 тыс. рублей; — муниципальных учреждений — от 50 тыс.

рублей до 200 тыс. рублей; б) иное движимое имущество, без которого осуществление учреждением основных уставных видов деятельности будет затруднено; в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда и национального библиотечного фонда России. Согласно Постановления № 538 ведение перечня ОЦДИ осуществляется самим учреждением на основании сведений бухгалтерского учета.

В перечне ОЦДИ учреждения указываются данные конкретных объектов (наименование, балансовая стоимость, инвентарный номер объекта, дата включения в перечень и т.

п.). Таким образом, учреждение должно самостоятельно принимать решение об отнесении того или иного имущественного объекта к ОЦДИ на основании имеющейся нормативно-правовой базы (акты учредителя, органов исполнительной власти, ). К ОЦДИ, согласно по применению Единого плана счетов (утв.

приказом Минфина России ; далее — Инструкция № 157н), могут относиться следующие виды активов:- основные средства;-нематериальные активы;-материальные запасы. Объекты ОЦДИ подлежат учету с признаком «2» в 22-м разряде номера счета ( Инструкции № 157н).

Чаще всего бюджетные и автономные учреждения в своей хозяйственной деятельности используют объекты основных средств и нематериальных активов, являющиеся ОЦДИ. Для того чтобы проконтролировать рациональность распоряжения ОЦДИ, законодателем был введен механизм согласования сделок с учредителем, определяющих «судьбу» ОЦДИ. Такой механизм предусмотрен в статьях , Гражданского кодекса РФ, а также в Законах № и .

Обратите внимание, что, по мнению Минфина России, сделки с ОЦДИ не нужно согласовывать с учредителем, если данные объекты были приобретены за счет собственных доходов учреждения <*>.

Учет имущества стоимостью до 3 тысяч рублей

Учреждения могут приобретать ОЦДИ по стоимости ниже 3 тысяч рублей. Согласно инструкции № 157н при постановке активов производится одновременное списание за баланс с применением забалансового счета 21. К регистру открываются субсчета для раздельного учета ОЦДИ и прочего имущества.Данный порядок предусмотрен только к движимому имуществу, в состав которых включается ОЦДИ.Имущество не амортизируется.

Списание активов производится в общем порядке с уменьшением суммы по забалансовому счету. Основанием для списания является ведомость выдачи материальных ценностей. Карточка учета на имущество стоимостью до 3 тысяч рублей не заводится.

Каков порядок документального оформления в федеральном государственном бюджетном учреждении актов о списании объектов основных средств (например, оборудования, компьютеров и т.п.)?

Может ли учреждение одновременно оформлять списание объекта и осуществлять его демонтаж с целью извлечения металлолома, пригодных деталей и узлов, иных материалов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Реализация мероприятий, предусмотренных Актом о списании основных средств (разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация), возможна только после его утверждения.Обоснование вывода:Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности — соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления).

Так, например, Положение об особенностях списания федерального имущества утверждено Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 (далее — Положение N 834).

Отметим, что в отношении рассматриваемой ситуации отдельного нормативного документа, утвержденного учредителем федерального государственного бюджетного учреждения, в свободном доступе нет.Подготовка и принятие решения о списании имущества осуществляются на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее — профильная комиссия), оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п.

34 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — N 157н).

Итогом работы профильной комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества (ф.ф.

0504104, 0504105, 0504143, 0504144, 0504230), которые подлежат утверждению, а также согласованию в установленных действующими нормативными правовыми актами случаях.Так, при списании оборудования, компьютерной и иной техники оформляется Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) (далее — Акт (ф. 0504104)).

Акт (ф. 0504104) является одной из унифицированных форм первичных учетных документов, порядок заполнения которой закреплен в приложении N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н.Акты о списании основных средств подлежат утверждению руководителем учреждения (п.п. 10, 13 Положения N 834). Кроме этого, как уже было отмечено выше, в определенных случаях до утверждения руководителем учреждения Акт о списании имущества должен быть согласован с уполномоченными органами. Федеральные учреждения согласовывают списание имущества с органами, в ведении которых они находятся (учредителями).

Порядок согласования (в том числе перечень предоставляемых учреждениями документов) эти органы устанавливают самостоятельно*(1).В соответствии с п.

11 Положения N 834 до утверждения в установленном порядке Акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных Актом о списании, не допускается. То есть только после утверждения Акта о списании в учреждении под контролем профильной комиссии должны быть осуществлены мероприятия, предусмотренные данным первичным документом: разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и т.п.

Эту последовательность можно объяснить очень просто — например, процесс демонтажа и изъятия из основного средства лома, отдельных деталей и материалов будет запущен, а руководитель не утвердит Акт о списании, приняв решение о нецелесообразности списания объекта и возможности его дальнейшего использования, в частности, путем восстановления.Таким образом, выполнять разбор, демонтаж и т.д. основных средств бюджетному учреждению следует после утверждения Акта о списании. Реализация мероприятий осуществляется учреждением самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора и подтверждается профильной комиссией.В бухгалтерском учете выбытие имущества отражается на основании Акта о его списании после реализации мероприятий, предусмотренных этим первичным документом (п.п.

51, Инструкции N 157н). Акты о списании объектов имущества обычно составляются не менее чем в двух экземплярах.

Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у материально ответственного лица. Кроме того, на основании Акта о списании объектов основных средств в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) в разделе 3 «Движение объекта основных средств» производится отметка о выбытии объекта.Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТЕмельянова ОльгаОтвет прошел контроль качества20 августа 2020 г.Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.————————————————————————-*(1) В целях согласования списания государственного (муниципального) имущества государственное (муниципальное) учреждение представляет в уполномоченный орган соответствующий комплект документов.

Конкретный перечень документов, необходимых для согласования списания того или иного вида имущества, определяется на уровне каждого публично-правового образования или ведомства. На федеральном уровне не существует единого перечня — каждое министерство (ведомство) определяет такой перечень самостоятельно (пп.

«г» п. 6 Положения N 834).

Обзор документа

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет средств собственника, а также недвижимостью (вне зависимости от источника ее создания (приобретения)). Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Величина стоимостных оценок совокупности особо ценного движимого имущества, которым бюджетное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться, отраженных на счете 021006000 «Расчеты с учредителем», и состав движимого имущества, включенного в перечень особо ценного движимого имущества, могут различаться.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+