Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Расходы по сдаче макулатуры в налоговом учете

Расходы по сдаче макулатуры в налоговом учете

Расходы по сдаче макулатуры в налоговом учете

Оглавление:

Что такое макулатура и когда возникает реализация

Под макулатурой законодатели понимают бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения. ( НК РФ). В большинстве организаций отходы данного типа утилизируются как бытовые. В данном случае реализации не происходит. Но как известно, сегодня можно заработать не только на производстве какой-либо продукции, но и на приеме отходов.

В частности, это касается макулатуры. Из-за дороговизны натуральной древесины и целлюлозы производители стремятся больше использовать вторсырьё.

Организации же передающие свои отходы переработчикам вторсырья осуществляют необлагаемую НДС реализацию.

Безвозмездная передача макулатуры, так же будет являться реализацией ( НК РФ). Например, розничные магазины зачастую безвозмездно отдают ненужные им картонные упаковки от товаров, а в полиграфической деятельности отходы картона после вырубки оставляют организации, осуществляющей данные услуги.

Соответственно у организаций, которые реализуют отходы в виде макулатуры, появляется обязанность вести раздельный учет ( НК РФ). Отказаться от льготы по реализации макулатуры ( НК РФ), не может, в связи с тем, что отказ возможен по операциям поименованным в НК РФ, а данная операция указана в НК РФ.

Бюджетное учреждение по договору купли-продажи реализует отходы полимерной оберточной пленки, образовавшейся при распаковке закупаемых материальных ценностей для учреждения, и макулатуры, возникшей при уничтожении архива, периодических изданий, черновиков. На каких счетах бухгалтерского учета отразить факты хозяйственной жизни, возникающие при исполнении заключенного договора на реализацию макулатуры и полимерной пленки?

Какими документами необходимо их оформить?

Начисляется ли НДС при исполнении этого договора? В налоговом учете доходы по этому договору являются доходами от реализации или внереализационным доходом?

  • Бюджетное учреждение по договору купли-продажи реализует.

20 марта 2018 Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Образовавшиеся в ходе деятельности учреждения отходы в виде полимерной оберточной пленки и макулатуры, которые возможно реализовать, учитываются на счете 2 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения».

Их последующая реализация отражается на счете 2 209 83 560 «Расчеты по иным доходам» в корреспонденции со счетом 2 401 10 172 «Доходы от операций с активами». Реализация полимерной оберточной пленки облагается НДС в общем порядке, а реализации макулатуры освобождена от обложения НДС до 31 декабря 2018 года.

Реализация полимерной оберточной пленки облагается НДС в общем порядке, а реализации макулатуры освобождена от обложения НДС до 31 декабря 2018 года.

Для целей налогообложения прибыли выручка от реализации отходов по договору купли-продажи будет являться доходом от реализации. При этом в налоговом учете первоначально признается внереализационный доход в виде рыночной стоимости принятых к учету материальных запасов в виде возможных к реализации отходов. При реализации полимерной пленки и макулатуры их стоимость признается в составе расходов.

Обоснование вывода:Бухгалтерский учет Согласно п.

36 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций госсектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного Минфина России от 31.12.2016 N 256н, имущество, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, и от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод, признается активом для целей бухгалтерского учета.

36 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций госсектора

«Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»

, утвержденного Минфина России от 31.12.2016 N 256н, имущество, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, и от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод, признается активом для целей бухгалтерского учета. В данной ситуации образовавшиеся в ходе деятельности учреждения и возможные для реализации макулатура и полимерные отходы в виде оберточной пленки являются активами и учитываются на счете 105 00 «Материальные запасы» по текущей оценочной стоимости (п.п.

25, 106 Инструкции, утвержденной Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, далее N 157н).

При этом не важно, возникли эти отходы как результат выбытия других нефинансовых активов (основных средств, библиотечного фонда и т.д.) или из объектов, не отраженных на счетах бухгалтерского учета (объекты периодических изданий, приобретаемые для работников учреждения, черновики, упаковка и т.д.). Бюджетные учреждения по общему правилу отражают такие приходные операции в рамках приносящей доход деятельности (КФО 2). Принятие к бухгалтерскому учету «вторичных» материальных запасов может осуществляться либо с оформлением Акта приемки материалов (материальных ценностей) (ф.

0504220), либо на основании Приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф.

0504207) в порядке документооборота, установленного в учетной политике учреждения ( Инструкции N 157н).

Кроме того, комиссии по поступлению и выбытию активов следует оформить документы, подтверждающие текущую оценочную стоимость принимаемых к учету материальных запасов.

Принципы формирования оценочной стоимости изложены в п.

25 и Инструкции N 157н. Наиболее оптимально для учреждения использовать цену реализации подобного отхода сторонней организацией, принимающей этот отход в переработку. В бухгалтерском учете такой факт хозяйственной жизни будет отражаться по дебету счета 2 105 36 340

«Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»

в корреспонденции с кредитом счета 2 401 10 180 «Прочие доходы» (смотрите абз. 12, 13 ст. 34 Инструкции, утвержденной Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н, далее N 174н).

Реализация нефинансовых активов, не учитываемых в составе товаров или готовой продукции, не относящихся к какому-то конкретному виду приносящей доход деятельности, осуществляемому бюджетным учреждением на основании Устава (Положения), может отражаться на счете 2 209 83 000 «Расчеты по иным доходам» ( Инструкции N 174н). Факт передачи покупателю материальных запасов возможен на основании Накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (форма 0504205) или другого аналогичный документа, утвержденного учетной политикой бюджетного учреждения или договором купли-продажи. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), начисление сумм доходов от операций с активами в виде материальных запасов, относится на «Доходы от операций с активами» КОСГУ.

Для отражения кассовых поступлений данная подстатья не применяется. Начисление денежных средств от реализации рассматриваемых отходов следует отражать по «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) бюджетных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по соответствующей «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы» КОСГУ, в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики (п.

3 разд. V Указаний N 65н). Операции по реализации отходов (полимерной оберточной пленки и макулатуры) на счетах бухгалтерского учета отражаются следующим образом: 1. Дебет 2 209 83 560 Кредит 2 401 10 172 — начислен доход от реализации отходов; 2. Дебет 2 401 10 189 (или 2 401 10 131) Кредит 2 303 04 730 — начислен НДС от реализации; 3.

Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 105 36 440 — списаны материальные запаса для реализации; 4.

Дебет 2 201 11 510 (одновременно забалансовый счет 17 по АнКВД 440, КОСГУ 440) Кредит 2 209 83 660 — поступление денежных средств по договору от покупателя отходов. НДС На основании НК РФ реализация макулатуры освобождается от обложения НДС.

Эта норма будет действовать до 31 декабря 2018 года включительно ( Федерального закона от 02.06.2016 N 174-ФЗ). В отношении полимерной оберточной пленки никаких льгот НК РФ не установлено, следовательно, операция по ее реализации является объектом обложения НДС ( НК РФ).

Налог на прибыль организаций В рассматриваемой ситуации надо иметь в виду, что доход, учитываемый в целях налогообложения прибыли, возникает дважды: — в момент, когда комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов актирует факт принятия к учету материальных запасов в виде отходов полимерной оберточной пленки и макулатуры, у бюджетного учреждения возникает обязанность по отражению внереализационного дохода на основании НК РФ. Согласно НК РФ внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений НК РФ (то есть исходя из рыночной цены); — выручка от дальнейшей продажи макулатуры и полимерных отходов в виде оберточной пленки является доходом от реализации ( НК РФ).

Для исключения двойного налогообложения этот доход бюджетное учреждение вправе уменьшить на стоимость реализуемых материальных запасов, ранее учтенных в составе внереализационных доходов. Величина этого расхода определяется как сумма учтенного в порядке НК РФ внереализационного дохода (, НК РФ). Также налогооблагаемая база от реализации может быть уменьшена на расходы, связанные с продажей отходов (хранение, упаковка, транспортировка) на основании четырнадцатого абзаца НК РФ.
Также налогооблагаемая база от реализации может быть уменьшена на расходы, связанные с продажей отходов (хранение, упаковка, транспортировка) на основании четырнадцатого абзаца НК РФ. Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими материалами: — Энциклопедия решений.

Организация учета материальных ценностей, поступающих по результатам списания, разукомплектации имущества, ремонтных работ (для госсектора); — .

Первичные документы по учету материальных запасов (для госсектора); — . Особенности выставления счетов-фактур, ведения Книги продаж и Книги покупок в организациях госсектора; — . Налогообложение при реализации имущества казенными, бюджетными и автономными учреждениями.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева НатальяКонтроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ аудитор Монако Ольга 28 февраля 2018 г. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Порядок действий

Пошаговая инструкция для избавления предприятия от гор использованной бумаги обратит ваше внимание на все этапы процесса:

  • Найти фирму-утилизатора. В настоящее время они имеются в каждом районе крупнейших городов, так что можно выбрать для сотрудничества ту компанию, условия которой наиболее для вас удобны. Поможет в этом интерактивная карта, созданная Гринписом (см. ниже). Она включает все занимающиеся переработкой вторсырья предприятия и содержит информацию о них.
  • По желанию отсортировать и упаковать макулатуру.
  • Позвонить либо оставить заявку на сайте. Обычно вывоз возможен уже в день обращения.
  • Деньги можно получить наличными либо банковским переводом.
  • В месте приема с помощью автомобильных или электронных весов будет определена точная масса макулатуры, а после — в зависимости от качества бумаги произведена оценка.
  • Позволить грузчикам забрать и увезти бумагу либо самостоятельно транспортировать ее в пункт приема.
  • Итоговым шагом будет внесение полученных средств в бухгалтерскую отчетность.

Чтобы перейти к поиску предприятия на интерактивной карте, кликните на ее изображение. После этого выберете свой город.Карта поможет вам сдать не только макулатуру, но и найти:

  1. где ;
  2. куда ;
  3. куда деть стеклянную тару и другое.
  4. куда ;

Списание имущества

Имущество государственного (муниципального) учреждения, непригодное для дальнейшего использования из-за утраты своих потребительских свойств, в том числе физического и морального износа, подлежит списанию с баланса учреждения.

Порядок списания имущества регламентирован специально разработанными положениями. На федеральном уровне это Положение о списании федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834). На уровне субъектов РФ и муниципальных уровнях разработаны и приняты свои нормативные акты, регламентирующие порядок списания имущества государственных (муниципальных) учреждений.
На уровне субъектов РФ и муниципальных уровнях разработаны и приняты свои нормативные акты, регламентирующие порядок списания имущества государственных (муниципальных) учреждений.

Они, как правило, разработаны в соответствии с Положением № 834 и Инструкцией № 157н. У большинства учреждений основная часть имущества закреплена за ними на праве оперативного управления и не является собственностью этих учреждений.

В связи с этим учреждение не всегда самостоятельно может принимать решение о списании такого имущества.

Так, федеральные казенные учреждения вопросы списания недвижимого и движимого имущества в обязательном порядке должны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) (пп. «д» и «е»п. 4 Положения № 834). Бюджетные и автономные учреждения должны согласовывать с учредителем списание недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленного на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества (пп.

«з» и пп. «и» п. 4 Положения № 834).

Без согласования с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя, учреждения могут принимать решения в отношении:

  1. ОЦДИ, находящегося у автономных и бюджетных учреждений на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения № 834);
  2. недвижимого имущества, находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения № 834);
  3. иного движимого имущества, закрепленного за автономными и бюджетными учреждениями и приобретенного за счет средств учредителя (пп. «ж» п. 4 Положения № 834).

Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении создается специальная постоянно действующая комиссия (п. 5 Положения № 834). Она проводит осмотр и обследование имущества, решает вопросы целесообразности дальнейшего его использования, восстановления, возможности использования его частей и материалов, подготавливает необходимые документы.

Процедура согласования списания имущества производится в соответствии с Порядком представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10.03.2011 № 96/30н. Стоит учитывать, что ликвидация, разборка или демонтаж имущества учреждения не допускается до получения разрешения на его списание от соответствующих министерств и ведомств.

Обращаем ваше внимание, что начисленная 100%-я амортизация на объекты основных средств, которые пригодны для дальнейшего использования, не является основанием для их списания. При наличии необходимого разрешения и на основании акта о списании объекта основных средств или материальных запасов, утвержденных руководителем учреждения, согласно п.

52 Инструкции № 157н в бухгалтерском учете учреждения отражаются соответствующие факты хозяйственной жизни.

Высвободившиеся после списания имущества материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования, принимаются к бухгалтерскому учету.

Отметим, что требующие оприходования материалы в учреждении могут появиться при проведении ремонта основных средств, например при замене системы отопления или водоснабжения, выполненных из какого-либо металла. Демонтированные при этом элементы образуют металлолом.

Далее рассмотрим на конкретных примерах, как отражаются в бухгалтерском учете различных типов учреждений операции с металлоломом, макулатурой и стеклотарой.

Как отразить бухгалтерском учете продажу собственной макулатуры?

Бухгалтерский учет макулатуры у предприятия, которое собирается использовать собственную (не покупную) макулатуру, строится с учетом, прежде всего, положений ПБУ No5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов (утверждены Минфином РФ в приказе No119н от 28.12.01г.).

И строится он на основании признания макулатуры возвратными отходами.Что такое возвратные отходы:

Выбор одного из вариантов оценки нужно в обязательном порядке зафиксировать в учетной политике предприятия (этого требует п.7 ПБУ No1/2008 «Учётная политика»).Бухгалтерский учет макулатуры в случае ее продажи следует отразить в порядке, аналогичном учету продажи материалов. Однако тут есть небольшое исключение: в соответствии с пунктом 111 Методических указаний стоимость возвратных отходов уменьшает стоимость отпущенных в производство материалов.Видео – Подводные камни при выпуске возвратных отходов в 1С:ERPИными словами первичный учет макулатуры в бухгалтерском учете предприятия будет отражен таким образом:Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», и т.д.

– принята макулатура на учет на предприятии. По кредиту ставятся счета в зависимости от источника поступления макулатуры.

Что касается использования счета 10, то в данной проводке его может заменить счетом 16 «Отклонения в стоимости МПЗ», если это предусмотрено учетной политикой организации.Оценка макулатуры, по которой она отражается в этой проводке, зависит от того, продается макулатура или поступает в производство. Если на реализацию, то для учета лучше использовать возможную цену продажи. Исходя из решения о продаже, дальнейший учет макулатуры и проводки строятся на основании возникновения внереализационных (прочих) доходов и расходов:Дебет счета 62 «Покупатели и заказчики» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» – отражена реализация макулатуры по фактической стоимости реализации (по договорной); Дебет сч.

91, субсчет «Прочие расходы» Кредит сч.10 – отражено списание продаваемой макулатуры по возможной цене ее реализации.В итоге может возникнуть разница между двумя этими оценками в виде дохода организации от продажи макулатуры или, наоборот, в виде убытка.Дебет счета 91, субсч.

«Прочие расходы» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» – начислен НДС.Стоит отметить, что проводка по начислению налога НДС с 01 октября 2016 года не делается на основании внесенных изменений в статью 149 Налогового Кодекса РФ. Так, теперь в п.2 пп.31 данной статьи в числе освобожденных (не подлежащих) от обложения налогом НДС операций стоит реализация макулатуры, а также ее использование для собственных нужд. Указанное освобождение действует до конца 2018 года, и отказаться от данной льготы нельзя!Что касается документального оформления вышеуказанных проводок, то для принятия собственной (не покупной) макулатуры на учет и для ее последующего списания в связи с реализацией, потребуются первичные документы, которые предприятие может разработать самостоятельно.

При этом нужно учитывать требования федерального закона РФ No 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», изложенные в его статье 9.В данной статье поименованы те обязательные реквизиты для документов, которые необходимы, чтобы операцию признать документально оформленной. Образцы разработанных документов изначально должны быть утверждены предприятием в его учетной политике.

Но, как правило, организации при продаже своей макулатуры используют форму ТОРГ-12, которая утверждена Госкомстатом РФ в Постановлении No132 от 25.12.98 года и действует по сей день, хотя и не является больше обязательной к применению.

Share:

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Как с вами можно связаться? Онлайн-сервис готовых правовых решений Еще нет аккаунта? Попробовать бесплатно Клиентам ilex Войти в сервис Онлайн-сервис готовых правовых решений Для чтения этого материала вам следует перейти в свой платный аккаунт ilex Отмена Перейти © ООО «ЮрСпектр» 2016-2020 Все права защищены.

Информационные и технологические составляющие эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь предоставлены Национальным центром правовой информации Республики Беларусь. Спасибо, ваше письмо отправлено.

Закрыть Извините, письмо не было отправлено. Попробуйте снова. Закрыть

Какими проводками отражается принятие к учету металлолома и макулатуры?

Принятие к учету металлолома и макулатуры отражается в учете в зависимости от типа учреждения следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Пункт инструкции Казенное учреждение Принятие к учету материалов, остающихся после ликвидации ОС 1 105 3х 34х 1 401 10 172 Пункт 23 Инструкции № 162н* Принятие к учету материалов, остающихся после ремонтных работ 1 105 3х 34х 1 401 10 199 Бюджетное и автономное учреждения Принятие к учету материалов, остающихся после ликвидации ОС 0 105 2х 34х 0 105 3х 34х 1 401 10 172 Пункт 34 инструкций № 174н и 183н Принятие к учету материалов, остающихся после ремонтных работ 0 105 2х 34х 0 105 3х 34х 1 401 10 199 * Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Организация закупает бумагу и картон для упаковки готовой продукции.

В процессе производства образуются бумажные отходы, которые сдаются в макулатуру. Специально закупкой или производством макулатуры организация не занимается. Не производится реализация в качестве макулатуры непереработанной бумаги со склада.

Прямые расходы на приобретение или производство макулатуры отсутствуют.

Необходимо ли ведение раздельного учета для целей исчисления НДС в связи с внесенными с 01.01.2018 изменениями в НК РФ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В рассматриваемой ситуации Организация обязана вести раздельный учет по НДС вне зависимости от выполнения условий абзаца седьмого НК РФ. Мы полагаем, что если на сбор макулатуры, ее подготовку к транспортировке и саму транспортировку к переработчику Организацией заключаются договоры со сторонними организациями, то суммы НДС, предъявленные продавцами таких работ (услуг), не предъявляются к вычету, а учитываются в стоимости таких работ (услуг). Однако Организация вправе принять к вычету весь «входной» НДС по бумаге и картону, которые используются как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях, если доля расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов Организации.

Обоснование вывода: Согласно НК РФ налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Обязанность ведения раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, следует из НК РФ и абзаца пятого НК РФ.

При отсутствии раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые при исчислении налога на прибыль организаций, не включается (абзац шестой НК РФ). В анализируемой ситуации Организации сдает в переработку макулатуру, операция по реализации которой по 31 декабря 2018 года включительно освобождена от налогообложения НДС ( НК РФ, , Федерального закона от 02.06.2016 N 174-ФЗ).

Поэтому Организация в настоящее время наделена обязанностью ведения раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам.

Способы организации раздельного учета НК РФ не регламентирует, поэтому налогоплательщик самостоятельно определяет порядок раздельного учета и закрепляет его в учетной политике ( УФНС России по г.

Москве от 11.03.2010 N 16-15/25433, УМНС России по г. Москве от 20.10.2004 N 24-11/68949).

Принципы раздельного учета по НДС определены в НК РФ. Так, если приобретаемые товары (работы, услуги) используются в операциях, облагаемых налогом, то суммы НДС по ним принимаются к вычету, если же операции не облагаются, то суммы НДС учитываются в их стоимости.

Также абзацем четвертым и НК РФ предусмотрена возможность распределения сумм НДС исходя из пропорции, определяемой исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

Распределению в пропорции подлежат суммы входящего НДС только по тем товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, которые одновременно используются как в облагаемой НДС деятельности, так и деятельности, освобожденной от уплаты НДС. Однако из этих правил существует исключение. Согласно абзацу седьмому НК РФ налогоплательщик вправе не применять положения абзаца четвертого НК РФ к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав (так называемое «правило 5%»).

При этом подлежащие распределению на основании абзаца четвертого НК РФ суммы НДС, предъявленные таким налогоплательщикам в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Данная редакция абзаца седьмого НК РФ была введена с 1 января 2018 года от 27.11.2017 N 335-ФЗ. Ранее, до 1 января 2018 года, «правило 5%» распространялось на весь НК РФ, тем самым освобождая налогоплательщика от необходимости ведения налогового учета в те налоговые периоды, в которых выполняются условия «правила 5%» ( Минфина России от 08.08.2017 N 03-07-14/50620, от 25.03.2012 N , от 06.03.2012 N , от 30.11.2011 N ).

Причем контролирующие органы подчеркивали, что в качестве расчетного показателя для раздельного учета нужно принимать именно расходы, использовать для этих целей выручку от не облагаемой налогом реализации недопустимо ( Минфина России от 18.10.2007 N 03-07-15/159, ФНС России от 24.10.2007 N ). Уточнение законодателем формулировки абзаца седьмого НК РФ по сути соответствует разъяснениям, которые компетентные органы давали во время действия прежней редакции этого пункта. В то время отдельные налогоплательщики (при наличии условий на применение «правила 5%»), следуя букве закона, пытались заявить вычеты НДС в полном объеме, включая тот НДС, что приходился на товары (работы, услуги), используемых исключительно в не облагаемой НДС деятельности.

Однако контролирующие органы не поддерживали такую трактовку законодательства. Так, в письме ФНС России от 23.12.2016 N СА-4-7/24825@ (п.

12) со ссылкой на выводы Верховного Суда РФ из определения от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015 указано: НДС по товарам (работам, услугам), которые используются исключительно в не облагаемой НДС деятельности, вычету не подлежит, даже если доля совокупных расходов налогоплательщика на приобретение, производство и (или) реализацию товаров, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, составляет менее 5%. Такая же позиция представлена в Минфина России от 05.10.2017 N 03-07-11/65098, от 02.10.2017 N . Приходим к выводу, что и до 1 января 2018 года налогоплательщики формально должны были вести раздельный учет по НДС, выполняя правила, предписанные абзацами вторым-третьим НК РФ, вне зависимости от условий выполнения «правила 5%».

Новая редакция абзаца седьмого НК РФ эту обязанность, по нашему мнению, проясняет. Таким образом, в рассматриваемой ситуации Организация обязана вести раздельный учет по НДС вне зависимости от условий выполнения «правила 5%» в отношении расходов, связанных с реализацией макулатуры.

Мы полагаем, что если на сбор макулатуры, ее подготовку к транспортировке и саму транспортировку к переработчику Организацией заключаются договора со сторонними организациями, то суммы НДС, предъявленные продавцами таких работ (услуг), не предъявляются к вычету, а учитываются в стоимости таких работ (услуг) в соответствии с НК РФ. Однако Организация вправе принять к вычету весь «входной» НДС по бумаге и картону, которые используются как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях, если доля расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов Организации.

Заметим, что мы не обнаружили писем и разъяснений компетентных органов по анализируемой ситуации, относящихся к 2018 году.

Поэтому рекомендуем во избежание налоговых рисков обратиться на основании НК РФ в свой налоговый орган за официальными разъяснениями. Рекомендуем ознакомиться с материалами: — . Раздельный учет по НДС при наличии необлагаемых операций; — .

Организация раздельного учета НДС; — . Ситуации, когда раздельный учет НДС не ведется («правило 5%»). Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов МихаилКонтроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей 22 февраля 2018 г.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+