Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Содержание и метода экологического права

Содержание и метода экологического права

Метод экологического права

Проблема метода правового регулирования в экологическом праве продолжает оставаться дискуссионной. В самом общем виде под методом правового регулирования понимается совокупность закрепленных в юридических нормах способов (приемов, средств) воздействия на поведение людей, участвующих в регулируемых правом общественных отношениях.

В течение ряда лет в ходе научной дискуссии было высказано несколько точек зрения по проблемам методов правового регулирования. Одни ученые полагали, что у каждой отрасли права может быть только один метод правового регулирования; другие считали, что таких методов может быть несколько; третьи же утверждали, что метод правового регулирования вообще носит надотраслевой характер. В науке экологического права также сложился ряд подходов к этой проблеме.

Одни авторы полагают, что в экологическом праве применяются только императивный (административно-правовой) и диспозитивный (гражданско-правовой) методы. Другие считают, что экологическому праву как отрасли права присущ свой особый метод экологизации, который дополняет действие императивного и диспозитивного способа установления прав и обязанностей субъектов правоотношений. Признавая факт проникновения норм экологического права в нормативные акты различной отраслевой принадлежности, хотя такое взаимопроникновение не является присущим только экологическому праву, а подтверждает лишь определенную условность деления системы права на отрасли, все же отметим, что в экологическом праве действует два метода правового регулирования – императивный и диспозитивный.

Императивный метод в экологическом праве означает установление предписаний, дозволений, запретов субъектам экологических правоотношений и проявляется в возможности применения государственного принуждения к исполнению правовых предписаний юридическими лицами и гражданами, включая иностранных, а также должностными лицами. Особенностью данного метода является обязательное участие в таких правоотношениях государства в лице специально уполномоченных органов или органа местного самоуправления.

В связи с этим стороны такого правоотношения находятся в неравном положении – в отношениях власти и подчинения. Данный метод в экологическом праве проявляется в следующих формах.

Во-первых, в установлении нормативов предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, а также нормативов допустимых физических воздействий. Эти нормативы являются обязательными для соблюдения субъектами экологических правоотношений, которым они адресованы.

Во-вторых, в лимитировании и лицензировании отдельных видов деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду. Например, обязательному лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV класса опасности, осуществляемая юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

В-третьих, в установлении обязательности проведения государственной экологической (или иной предусмотренной законом) экспертизы, без положительного заключения которой нс допускается осуществление хозяйственной или иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.

Например, проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов подлежат обязательной государственной экологической экспертизе; проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе проектной документации, предусмотренной ст. 49 ГрК. В-четвертых, в проведении государственного (федерального и субъектов РФ) экологического контроля за хозяйственной деятельностью природопользователей, обязательностью к исполнению предписаний должностных лиц, его осуществляющих.

Например, федеральный экологический контроль производится в отношении объектов, имеющих более 500 т годовых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В-пятых, в установлении оснований и порядка привлечения к юридической ответственности за нарушение экологических норм и правил. Например, глава 26 УК содержит составы экологических преступлений, за совершение которых наступает уголовная ответственность.

Следует отметить, что приведенный перечень не является исчерпывающим. Диспозитивный метод основывается на равенстве сторон правоотношения и возможности выбора ими самостоятельно той или иной модели поведения. Главной задачей данного метода является стимулирование через материальный интерес правомерного поведения субъектов экологических правоотношений.

Свое конкретное содержание он имеет, например, при осуществлении, в соответствии со ст. 18 Закона об охране окружающей среды, добровольного экологического страхования в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

Императивный и диспозитивный методы находятся в динамичном взаимодействии. Определенное доминирование императивного метода оправдано публичным характером экологических отношений, ролью и ответственностью государства за сохранение благоприятных условий жизни для населения.

Но все же нельзя говорить о его однозначном господстве в регулировании экологических отношений.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Вид ответственности По какому законодательству наступает. Характеристика. Дисциплинарная.

Трудовой кодекс. Наступает у работника, должностного лица за совершённый им дисциплинарный проступок – противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду.

Материальная. Трудовой кодекс. Наступает у работника, должностного лица, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению вреда в связи с экологическим правонарушением. Работник обязан возместить в установленном порядке и в определённых размерах имущественный ущерб.

Работник обязан возместить в установленном порядке и в определённых размерах имущественный ущерб.

Гражданско-правовая. Гражданский, административный кодексы. Правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне имущественный, моральный вред, причинённый в результате нарушения экологических требований; обязан восстановить состояние нарушенной окружающей среды. При нарушении предусматривается приостановление или прекращение деятельности физического или юридического лица Административная.

Административный кодекс. Наступает за нарушение общих эколого-правовых требований по охране окружающей среды, Уголовная.

Уголовный кодекс. Наступает за виновное опасное общественное деяние, посягающее на окружающую среду, рациональное использование и охрана которой обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территории; за противоправное использование природных объектов, их уничтожение или повреждение.
Уголовный кодекс. Наступает за виновное опасное общественное деяние, посягающее на окружающую среду, рациональное использование и охрана которой обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территории; за противоправное использование природных объектов, их уничтожение или повреждение.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Природопользование

Применительно к отношениям по природопользованию и охране окружающей среды в литературе высказываются разные суждения.

и охрана природы некоторыми учеными рассматривается как единая сложноподчиненная, взаимообусловленная задача управления природопользованием в процессе производственной деятельности.

Действительно, в определенной, но небольшой мере отношения по природопользованию и охране окружающей среды совпадают. Так, правовое регулирование сброса сточных вод в водоем есть регулирование водопользования.

В то же время правовое регулирование сброса сточных вод есть ни что иное, как охрана водного объекта от загрязнения.Однако экологическое право регулирует множество отношений по охране окружающей среды вне отношений по природопользованию. Это — отношения по нормированию вредных воздействий на природу, по экотоксикологическому испытанию агрохимических и иных экологически опасных химических веществ, по их регистрации, транспортированию, по экологической сертификации и т.п.Конечной целью и одновременно задачей регулирования всех этих видов общественных отношений является сохранение благоприятного состояния окружающей среды или его восстановление.Отношения по природопользованию регулируются главным образом применительно к отдельным природным ресурсам — земле, водам, атмосферному воздуху, недрам, лесам, растительному миру вне лесов, объектам животного мира.

Это — отношения по нормированию вредных воздействий на природу, по экотоксикологическому испытанию агрохимических и иных экологически опасных химических веществ, по их регистрации, транспортированию, по экологической сертификации и т.п.Конечной целью и одновременно задачей регулирования всех этих видов общественных отношений является сохранение благоприятного состояния окружающей среды или его восстановление.Отношения по природопользованию регулируются главным образом применительно к отдельным природным ресурсам — земле, водам, атмосферному воздуху, недрам, лесам, растительному миру вне лесов, объектам животного мира.

Соответственно речь идет о регулировании землепользования, водопользования, пользования недрами и т.д.

Основной принцип осуществления природопользования — принцип рационального, то есть экологически обоснованного использования природных ресурсов.

Предмет и метод экологического права.

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколения людей. Предмет экологического права– общественные отношения, возникающие по поводу использования, воспроизводства, охраны и защиты природных объектов и ресурсов. К предмету ЭП относятся 4 группы отношений: 1.

собственности на природные объекты и ресурсы 2. управления (деятельность государственных органов в данной области) 3.

по природопользованию 4. охранительные отношения Метод правового регулирования экологического права – способ правового воздействия на поведение участников экологических правоотношений. В науке права существует два основных метода: административно-правовой и гражданско-правовой. Специфика метода ЭП заключается в том, что он сочетает в себе черты двух основных методов права.

В экологическом праве приоритетным методом является административно-правовой, так как природные ресурсы находятся преимущественно в собственности и ведении государства. Суть административно-правового метода регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний.

В экологическом праве данный метод опосредуется в специфических формах – нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др.

Гражданско-правовой метод регулирования проявляется в порядке заключения договоров на природопользование, судебном разрешении возникающих споров, определения размера вреда, причинённого экологическими правонарушениями. Принципами экологического права являются следующие: 1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека.

2. Принцип научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества. 3. Рациональное использование природных ресурсов с учетом возможностей окружающей среды. 4. Соблюдение экологических требований законодательства, неотвратимость ответственности за их нарушение.

5. Гласность в работе юридических лиц, государственных органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

6. Связь с общественными объединениями и населением при решении природоохранных задач.

7. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Система ЭП Систему ЭП как учебной или научной дисциплины образуют три части: общая, особенная и специальная. Общая часть состоит из правовых институтов, содержащих общие положения, действия которых распространяются на все институты особенной части (институт собственности, владения, контроля, ответственности, источников правового регулирования и т.д.) Особенная часть состоит из самостоятельных институтов, т.е.

институты, затрагивающие отдельные природные объекты и ресурсы (правовой режим земель, недр, вод, лесов и растительного мира, животного мира, атмосферного воздуха, особо охраняемых природных территорий, экологически неблагоприятных территорий, охрана окружающей среды в городах и сельском хозяйстве).

Специальная часть содержит институты международно-правовой охраны окружающей среды и право окружающей среды в зарубежных странах. Система ЭП как отрасли права состоит из общей части и семи самостоятельных отраслей права: земельное, водное, лесное, недр, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха и право особо охраняемых природных территорий.

Экологическая функция государства и права. Государство в соответствии со своими внутренними политическими задачами выполняет разнообразные функции: нормотворческую, правоохранительную, функцию регулирования общественных правоотношений, культурно-воспитательную, социальную и т.п. Все современные государства осуществляют функцию охраны окружающей среды как самостоятельную функцию государства.

Все современные государства осуществляют функцию охраны окружающей среды как самостоятельную функцию государства.

Экологическая функция государства представляет собой основные направления деятельности государства в сфере взаимодействия общества и природы. В последнее десятилетие происходит экологизация государственной политики во всех европейских государствах.

Это означает: 1. Коренное изменение характера производственной деятельности, т.е. изменяются технологии, применяемые в промышленности и сельском хозяйстве, внедряются программы энергосбережения и ресурсосбережения, безотходные технологии и производства.

2. Повышение уровня жизни людей должно осуществляться не за счет истощения природы, а сопровождаться сохранением, условий существования животного и растительного мира.

3. Максимальная поддержка научных исследований. 4. Образование и воспитание, формирование нового отношения к природе, восприятие человеком себя как части природы.

Основными принципами Концепции государственной политики в области охраны окружающей среды являются: 1) государственная собственность на все виды природных ресурсов, предусматривающая возможность передачи их в постоянное либо временное пользование отдельным юридическим и физическим лицам.

2) охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории республики.

3) законодательно обеспеченная система государственного контроля за состоянием окружающей среды, охраной и использованием природных ресурсов, качеством продуктов питания, безопасностью промышленной и сельскохозяйственной продукции для окружающей среды и здоровья населения; 4) государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и эксплуатирующихся хозяйственных объектов. 5) привлечение к делу охраны окружающей среды и контроля за ее состоянием населения, общественных организаций; 6) система мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при условии обязательного возмещения ущерба.

8) участие в решении глобальных экологических проблем.

Понятие и особенности источников эп понятие «источники права» трактуется как форма выражения государственной воли, в которой содержится правовое решение государства. Источниками экологического права признаются нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, которые регулируют экологические отношения.

Они обладают признаками, характеризующими особенности нормативного правового массива, регламентирующего экологические отношения: • во-первых, значительная часть экологических норм содержится в кодифицированных нормативных правовых актах, притом, что сама отрасль не кодифицирована; • во-вторых, нормы, на основании которых регулируются экологические отношения, содержатся также в источниках иных отраслей права и составляют так называемые «экологизированные нормы»; • в третьих, в числе источников экологического права значительное место занимают международно-правовые акты. Экологическое право Республики Беларусь в своем становлении прошло несколько этапов. в дореволюционный период положения о правовом режиме природных ресурсов развивались в рамках гражданского законодательства.

В советский период, в силу изъятия природных ресурсов из гражданского оборота, признания субъектом права исключительной государственной собственности на природные ресурсы Союза ССР начинают развиваться как самостоятельные отрасли советского права — земельное, водное, горное, лесное право с доминированием права земельного. Новый этап в развитии экологического законодательства связан с обретением Республикой Беларусь суверенитета.

В Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. признается право собственности республики на землю и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах ее территории. Содержание права собственности на природные объекты и природные ресурсы.

Содержание права собственности составляют три пра­вомочия: владение, пользование и распоряжение. Эти три элемента явля­ются обязательными. Особенностью указанных правомочий является то, что они возникают у субъекта с самого начала приобретения права соб­ственности и заканчива­ется с потерей его.

Право владения природными ресурсами заключается в дозволении природоресурсным, иным законодательством фактическом обладании государством или разными лицами такими ресурсами.

Т.к. собственники в данном случае реально не в состоянии физически охватить и обладать своей собственностью, законом они наделяются юридическим титулом владельца. Право пользования природными ресурсами сводится к допустимому действующим законодательством непосредственному или опосредованному извлечению из указанных ресурсов веществ, продуктов, иных полезных свойств. Пользование природными ресурсами может осуществляться государством и другими их собственниками, полностью или частично делегиро­ваться государственным органам, передаваться юридическим и физичес­ким липам Республики Беларусь, лицам без гражданства, иностранными государствам, их юридическим и физическим лицам.

Под правом распоряжения природными ресурсами понимается ус­тановленная природоресурсовым и другим законодательством возмож­ность специально уполномоченных на то органов государства, граждан, имеющих в собственности земельные участки, определять юридическую судьбу данных ресурсов соответственно путем их изъятия и предоставления в пользование или аренду, полного или частичного исключения из хозяйственного оборота, отчуждения иностранному государству, купли-продажи, завещания, дарения, залога и т.д. Государство, осуществляя право распоряжения, передает часть свое­го имущества во владение и пользование предприятиям, организациям, наделяя их соответствующими правами. Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) 1.

Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных промышленными авариями, катастрофами стихийными бедствиями, ликвидацию их последствий; 2. обеспечение государственных органов и населения Республики Беларусь информацией о фактических и ожидаемых изменениях гидрометеорологических условий и состоянии загрязнения природной среды. 3. Защиту населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, управление территориями, подвергшимися радиоактивному загрязнению, организацию надзора за охраной и использованием территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь.

На него возложены следующие задачи: 1.

Государственное регулирование деятельности в области лесного хозяйства.

2. Повышение продуктивности леса, создание и выращивание лесных насаждений.

3. учет и изучение лесного фонда. 4. осуществление мероприятий по охране и защите лесов: Министерство здравоохранения Республики Беларусь 1.Обеспечение развития здравоохранения населения. 2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучии населения. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь: 1.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь: 1.

Осуществляет руководство сельскохозяйственным производством, сельскохозяйственными предприятиями, занимающимися производством, переработкой, реализацией сельскохозяйственного сырья и обслуживанием сельского хозяйства. 2. Обеспечивает рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных во владение, пользование юридическим лицам, находящимся в ведении Министерства. Планирование природопользования и охраны окружающей среды.

Планирование выступает традиционной мерой регулирования природопользования и охраны окружающей среды и обеспечивает научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов, недопущение негативного влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение природно-ресурсного потенциала Республики Беларусь. планирование в области охраны окружающей среды и рационального природопользования осуществляется путем разработки: • территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; • программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; • мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатываются в целях подготовки долгосрочных прогнозов в области охраны окружающей среды, которые определяют комплекс мероприятий по восстановлению, сохранению и улучшению качества окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и сохранению биологического разнообразия. Разработка программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется в целом по республике, в пределах административно-территориальных единиц, а также по отраслям экономики в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и выбора способов природопользования, обеспечивающих минимально возможный уровень вредного воздействия на окружающую среду, сохранение и воспроизводство природных ресурсов. Разработка мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды осуществляется на основе утвержденных государственных программ социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и отраслевых программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, республиканских, областных и иных комплексных схем охраны окружающей среды.

Указанные программы и схемы согласовываются с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами. Экологическая экспертиза. В Республике Беларусь проводятся государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится экспертами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе общественных объединений и граждан независимыми специалистами, которые вправе получать от заказчика (инициатора планируемой хозяйственной) документацию, подлежащую общественной экологической экспертизе, в том числе материалы по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности, а также иные материалы, необходимые для проведения общественной экологической экспертизы.

Заказчиком государственной экологической экспертизы выступают органы государственного управления, органы местного самоуправления, юридические лица (организации, предприятия и учреждения) и физические лица (граждане).

Экологическая экспертиза может проводиться по инициативе общественности. Реализация проектов, строительство предприятий, которые подлежат государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается и не подлежит финансированию.

Объектом государственной экологической экспертизы являются: — предплановая, предпроектная и проектная документация по хозяйственной деятельности, которая может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду; — действующие предприятия, военные, научные и другие объекты независимо от формы собственности; — экологическое состояние отдельных местностей и регионов, населенных пунктов.

Государственной экологической экспертизе подлежат также и другие проекты, решения, системы объекты, внедрение, реализация, эксплуатация которых может привести к нарушению норм экологической безопасности. Государственная экологическая экспертиза проектной документации должна предшествовать принятию решений о реализации планируемой хозяйственной деятельности. Осуществление хозяйственной деятельности на территории Республики Беларусь без положительного заключения недопустима и запрещается.

Заключение общественной экологической экспертизы может направляться в органы, которые проводят государственную экологическую экспертизу, местные исполнительные и распорядительные органы, а также иным заинтересованным лицам и носит рекомендательный характер. Экологический аудит. Экологический аудит проводится в целях обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности путем независимой проверки такой деятельности на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством Республики Беларусь.

Экологический аудит проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими специальное разрешение (лицензию) на занятие этим видом деятельности. Лица, проводящие экологический аудит, могут оказывать услуги в выработке решений по повышению экологической безопасности производства на проверяемых объектах. Экологический аудит хозяйственной и иной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей может проводиться в добровольном или обязательном порядке за счет собственных средств этих юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

При приватизации предприятий, а также при банкротстве или ликвидации юридического лица, банкротстве или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, а также в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, экологический аудит проводится в обязательном порядке за счет собственных средств этого юридического лица или индивидуального предпринимателя. Важнейшее требования контроля в области охраны окружающей среды – это предупреждение и выявление нарушений природоохранного законодательства, совершенствование форм контроля, организационно-правовых мероприятий в области охраны окружающей среды, предупреждение экологических правонарушений и кризисов. Экологическая сертификация. Экологической сертификацией является деятельность специально аккредитованных государственных органов (например, центров стандартизации и метрологии) по подтверждению соответствия объектов сертификации требованиям в области охраны окружающей среды и другим показателям, установленным законодательством Республики Беларусь.

Создание системы нормативов вредного воздействия как критериев качества окружающей среды – одно из достоинств закона «Об охране окружающей среды». Однако на практике данная система не показала своей эффективности по ряду причин: недостаток финансовых средств и отсутствие современных отечественных технологий. По приблизительным подсчетам только 20 процентов загрязняющих производств не превышают установленные предельно допустимые нормативы выбросов или сбросов вредных веществ.

Остальные предприятия можно разделить на две группы: для одних устанавливаются временно согласованные выбросы, действие которых распространяется на весьма отдаленные сроки; другие предприятия получают разрешения на выброс по фактическому объему, что является значительной уступкой экономике, но явным ущербом для окружающей среды и человека.

Правовая охрана земель. Земля охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Цели охраны земель: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия: • по сохранению почв и их плодородия; • защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; • защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям и иным растениям); • ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; • сохранению достигнутого уровня мелиорации; • рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; • сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв допускается консервация земель.

В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

Право пользования недрами. Право пользования недрами представляет собой совокупность правовых норм, определяющий порядок и условия рационального использования недр. Использование — деятельность, на осуществление которой госуд.

дано соотв. разрешение, т. е.

когда пр. орг., учреждения и граждане наделены правом пользования недрами.

Виды: 1. Основной вид права пользования недрами является право пользования для добычи ПИ. Недра предост. в пользование на основании акта, удостоверяющего горный отвод органами госуд.

горного надзора. Горные отводы для разработки месторождений ПИ предоставляются исполкомами СНД и подлежат регистрации в органах горного надзора.

Горные отводы для разработки месторождений ПИ предоставляются только предприятиям, которые в соответствии с их уставами, положениями или решениями компетентных органов вправе вести разработку месторождений общ. ПИ. 2. Предоставление недр для целей, не связанных с добычами ПИ, т. е. для строительства и сооружения поземных сооружений, в т.

ч. для подземного хранения нефти, захоронения веществ и отходов производства. 3. Предоставление для разработки месторождений торфа, сапронеля.

Предоставляется для разработки на основании постановления СМ или решения исполкома СНД. 4. Пользование недрами для удовлетворения иных потребностей. Предприятия, граждане имеют права пользования недрами для своих хозяйственных и бытовых нужд.

Производится без предоставления горного отвода. Субъекты права пользования — граждане, предприятия, которые в установленном порядке приобрели право пользования недрами и права и обязанности по рацион.использованию. Содержание права пользования недрами составляют права и обязанности пользователей.

Закон РБ от 3.12.91 «О налоге за пользование природными ресурсами» — эколог.налог. Прекращение полностью или частично.

Правовая охрана недр. Экологический контроль — система госуд.

и общ.мер, направленных на организацию наблюдения за соответствием и изменениями в природной среде и ее отдельных обьектов. Эколог.контроль подразделяется на: а) наблюдения и учет в области природной и ОС б) контроль и надзор в области рационал.

использования природных ресурсов и ООС Госуд. учет запасов и месторождений ПИ осуществляется путем ведения государственного кадастра месторождений ПИ и составления государственного баланса запасов ПИ. Гос. кадастр ПИ должен содержать сведения по каждому месторождению, характеризующие кол-во и качество запасов и совместно с ними залегающих ПИ и содержащихся в них компонентов, горно-технологические, гидрогеологические и другие условия разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку.

Государственный кадастр ведется геологическими организациями.

Участки недр, предоставленные для строительства и эксплуатации подземных сооружений и для иных целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, подлежат гос. учету органами госуд. горного надзора.

Проект закона «Об ООС» содержит раздел, регулирующих порядок контроля и надзора в области ООС. СТ. 43-46 По субьектам, осущ. контроль и надзор: а) госуд, б) ведомств, в) обществ.

Госуд. осущ. органами общей и специальной компетенции. Спец. ГК по эколог; Гос. горный надзор, респ.

геолог.орг. Ведомст — органами, в ведении которых находятся пользователи недр.

Макшейдерская и геологическая служба, службой технического контроля.

Общ. — ст. 46 закона «ООС» — обществ.

проверки Право водопользования. Совокупность правовых норм, определяющих порядок и условия рационального использования вод составляет право водопользования в объективном смысле.

В субъективном смысле право водопользования представляет собой правомочия конкретного водопользователя по использованию полезных свойств водных объектов в целях, предусмотренных законом. Водопользователи: ст. 18 ВК государственные, кооперативные, общественные организации, учреждения и граждане РБ.

Иностранцы только на условиях аренды.

В зависимости от целевого назначения право пользования водами: а) для удовлетворения пит., бытовых, личных и других б) для с/х, промышленности, энергетики, транспорта, рыбного хозяйства в) для сброса сточных вод.

Приоритет отдается питьевым и бытовым нуждам.

В зависимости от влияния на состояние вод: общее и специальное водопользование (с применением технических сооружений и устройств) или без, но с влиянием на воды. Совместное и обособленное водопользование (наход. только водныеобьекты, предоставленные юридическим лицам).

Это первичные пользователи, которые могут разрешать вторичное водопользование при согласовании с орг. Общие — без разрешения, специальные — с разрешением. Содержание права водопользования — права и обязанности.

Правомочия только владение и пользование. Общие права: — добывать воду для использования — эксплуатировать водные объекты для нужд с/х и т. п. — возводить гидротехнические сооружения — пользоваться водными объектами для отдыха.

Обязанности: — цели, — рацион,- сбросы, — не нарушать, — охота. Ограничения (в виде запретов ст. 52, 81 и решения соответствующих органов).

В государственных интересах:- мелководье, аварии, стихийные бедствия, питьевая вода, рыбы. Прекращение права водопользования: — минование надобности в водопользовании, — истечение срока, — ликвидация предприятия, передача обьекта, изьятие.

Правовая охрана вод. По показателю удельной водности РБ занимает одно из последних мест в СНГ. Отсюда следует важность охраны вод.

Под правовой охраной понимается совокупность правовых средств, направленных на сохранение восстановление и улучшение состояния природных запасов вод.

ВК содержит основные принципы и положения охраны вод от вредных воздействий.

В настоящее время охрана водных ресурсов осуществляется главным образом путем установления запретов и ограничений вместо развития системы мер профилактического характера, предотвращающих ухудшение качества вод.

Правовая основа охраны вод-ст.94 ВК РБ, по которой все воды подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения, которые могут причинять вред здоровью населения, вызвать уменьшение рыбных запасов. Под загрязнением вод понимается насыщение природных запасов воды посторонними веществами растворимых или удерживаемыми в воде в виде взвесей.

Уровень — опасность для здоровья людей и т.п. Засорение вод — насыщение водоёмов различными нерастворимыми в воде предметами, отходами и отбросами. Истощение вод — сокращение воды в водном объекте.

Водопользователи обязаны проводить согласованные с ГК по экологии МСНД по предупреждению и ликвидациии вредного воздействия вод,а именно: — наводнений, затоплений, подтоплений — разрушение берегов, защитных дамб и др. сооружений — заболевание и засоление почв; эрозии Конкретные меры по охране вод в РБ содержатся в

«Основных направлениях оздоровления и охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов в РБ на 1991-95 до 2000 года»

от 21.03.89г.

Правовой режим заказников. В соответствии со ст. 29 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» заказником является территория, объявленная с целью сохранения, воспроизводства и восстановления природных комплексов и объектов, природных ресурсов одного или нескольких видов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других природных ресурсов.

Выделяют следующие виды заказников: • ландшафтные или комплексные, предназначенные для сохранения и восстановления ценных природных ландшафтов и комплексов; • биологические (ботанические, зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления редких, исчезающих, а также ценных в экологическом, научном, хозяйственном и культурном отношении растений, животных или отдельных особо ценных участков леса; • водно-болотные, предназначенные для сохранения водно-болотных угодий, имеющих особое значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц, в том числе в период миграции; • гидрологические (болотные, озерные, речные), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и связанных с ними экологических систем; • геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов или комплексов неживой природы; • палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых природных объектов и их комплексов. Различное целевое назначение заказников предопределяет особенности их правовых режимов (строгая охрана всего природного комплекса либо его частей; охрана одного или нескольких компонентов природной среды), и в связи с этим на территории различных видов заказников могут быть запрещены отдельные виды деятельности.

К таковым могут быть отнесены: распашка земель, отдельные виды лесопользования, охота и рыболовство, выпас скота, сенокошение, сбор ягод, плодов и цветов, выкапывание корней, клубней и луковиц растений; добыча полезных ископаемых и производство других работ, связанных с пользованием недрами; предоставление участков под застройку; мелиоративные работы, а также другие действия, могущие вызвать изменение естественного гидрологического режима; использование ядохимикатов; туризм и другие формы организованного отдыха населения; движение механизированного транспорта вне дорог и водных путей общего пользования, вызывающее или могущее вызвать гибель растительного и животного мира; изыскания и научные исследования, связанные с нарушением или разрушением природных комплексов и объектов. По административному статусу заказники могут быть республиканского и местного значения.

Объявление, преобразование и прекращение функционирования заказника республиканского значения осуществляются на основании решения Совета Министров Республики Беларусь по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иного республиканского органа государственного управления, а заказника местного значения – на основании решения соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа по представлению территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иного органа государственного управления. Объявление территории заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей. Не изымаются земельные участки у землевладельцев и землепользователей при условии соблюдения ими режима охраны и использования заказника.

Для управления заказником юридическое лицо, как правило, не создается, однако такая возможность законодательством предусмотрена. Организация природоохранной деятельности в границах заказника обеспечивается государственным органом, в оперативное управление которого он передан. В границах заказника с учетом специфики расположенных на его территории особо охраняемых природных комплексов и объектов положением о заказнике устанавливается единый или территориально дифференцированный режим его охраны и использования с ограничением отдельных видов деятельности и природопользования.

Особенности режима охраны и использования каждого заказника согласовываются с землепользователями и землевладельцами, участки которых расположены в границах заказника.

Данные лица обязуются соблюдать установленный режим охраны и использования заказника.

предмет и метод экологического права.

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколения людей.

Предмет экологического права– общественные отношения, возникающие по поводу использования, воспроизводства, охраны и защиты природных объектов и ресурсов.

К предмету ЭП относятся 4 группы отношений: 1. собственности на природные объекты и ресурсы 2. управления (деятельность государственных органов в данной области) 3.

по природопользованию 4. охранительные отношения Метод правового регулирования экологического права – способ правового воздействия на поведение участников экологических правоотношений. В науке права существует два основных метода: административно-правовой и гражданско-правовой. Специфика метода ЭП заключается в том, что он сочетает в себе черты двух основных методов права.

В экологическом праве приоритетным методом является административно-правовой, так как при не принадлежат авторские права, размещенных материалов.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+