Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Срок обжалования акта камеральной налоговой проверки

Срок обжалования акта камеральной налоговой проверки

Срок обжалования акта камеральной налоговой проверки

Шаг 3. Отправка возражений в ИФНС

Для защиты своих интересов компания должна иметь подтверждение представление в инспекцию не только самих возражений, но и всех приложений к ним. Если представляете возражения в бумажном виде (по почте или лично), то обязательно перечислите подробно все приложения с указанием количества листов. При отправке по ТКС реестр документов, прилагаемых к возражениям, формировать не нужно.

За вас это сделает сама программа, формирующая обращение налогоплательщика. Особых требования к названиям приложений, направляемых по ТКС, налоговые органы не предъявляют. Даже если файлы будут поименованы, как «Screenshot» проблем не возникнет.

И все же для удобства прилагаемые файлы целесообразно называть так, чтобы было понятно их содержание. Единственная особенность отправки по ТКС – тема обращения налогоплательщика. Большинство инспекций просят, чтобы в, отправляемого по ТКС были указаны, в том числе ФИО налогового инспектора (например, в скобках).

В данном случае это будут ФИО инспектора (инспекторов), составивших акт.

Благодаря тому, что в настоящее время прохождение почтовых отправлений можно отследить на сайте Почты России, такой вариант отправки возражений вполне допустим. Однако и в этом случае будет не лишним использовать ТКС.

Если видите, что почта работает нерасторопно – сообщите в инспекцию об отправке возражений с приложением квитанции. Необходимость в таких дополнительных действиях вызвана негативными ситуациями, возникающими в результате:

  1. некорректной обработки почтовой корреспонденции в самой налоговой инспекции.
  2. задержки почтовых отправлений;

Возражения можно сдать в канцелярию инспекции лично. При этом обязательно иметь при себе второй экземпляр (можно без приложений) для того, чтобы инспекция могла поставить отметку.

Способы подачи обжалования

  • Личное посещение налоговой инспекции руководителем или представителем налогоплательщика. В случае подачи документа через представителя необходимо подтвердить его полномочия путем предоставления нотариальной доверенности.
  • Через сайт ФНС в электронном виде. Для этого нужно выбрать пункт «Обратиться в ФНС России».
  • Почтой – путем отправления обжалования ценным письмом. К жалобе и документам следует составить опись вложения и дополнительно уведомление о вручении.

При этом, пока ваша жалоба будет рассматриваться, исполнение принятого органом ФНС решения может быть приостановлено. Для этого нужно подать соответствующее ходатайство в вышестоящую налоговую инспекцию, которая утверждает решение по проверке. Или же обратиться с такой же просьбой о приостановлении в суд.

Рубрики: Tags: Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку Налоговые проверки Законодательство | 12:54 20 ноября 2015 Налоговые проверки | 11:34 12 января 2015 Налоговые проверки Налоговые проверки Налоговые проверки | 12:29 28 июля 2017 Налоговые проверки | 12:33 23 октября 2017 Налоговые проверки | 11:00 10 апреля 2018 Налоговые проверки Налоговые проверки | 10:30 20 ноября 2018 Налоговые проверки | 10:15 23 июля 2020 Налоги и взносы | 12:35 4 декабря 2020 Налоговые проверки | 17:20 17 октября 2016 Налоговые проверки Налоговые проверки | 16:19 20 июня 2017

Особенности проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная проверка – одна из двух установленных законодательством форм аудитов налогоплательщиков, которая проводится с целью регулярного контроля за соблюдением налогового законодательства и недопущения нарушений. В отличие от выездной проверки, которая для проведения требует специального постановления и проводится нерегулярно, камеральная проверка проводится каждый раз, когда отчетные документы от налогоплательщика поступают в ФНС.

Для различных групп налогоплательщиков, соответственно, периодичность проведения камеральной проверки может отличаться – раз в квартал, раз в полугодие, раз в год и т. д. Еще одна отличительная особенность камеральной проверки — она касается как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, а выездная проверка может касаться исключительно юридических лиц.

Для того чтобы провести камеральную проверку, не требуется проводить какие-либо специальные мероприятия, выезжать по адресу проверяемой компании, проводить выемку документов, техники и т.

д. Все действия проводятся исключительно с поступившими от налогоплательщиков документами и доступными реестрами, с которыми сравниваются полученные цифры. Потому в большинстве случаев компании и не догадываются, что в их отношении проводится камеральная проверка, до тех пор, пока не получат акт об ее результатах и перечень требований, если в процессе были выявлены нарушения. Конечно, в некоторых случаях, если установить истину бывает сложно, налоговый инспектор имеет право затребовать те или иные дополнительные документы в ходе проверки, и представитель налогоплательщика обязан их предоставить в установленные сроки, но делается это достаточно редко.

Первый этап камеральной проверки обычно проводится автоматически с использованием специального программного обеспечения.

Если в ходе такого аудита выявлены расхождения, сведения поступают на углубленную камеральную проверку, которую выполняют уполномоченные сотрудники ФНС. Они более подробно изучают цифры, представленные налогоплательщиком, и ищут причины несоответствий в них. В случае, если были выявлены факты налоговых нарушений, это будет изложено в акте о проведении камеральной проверки, как и санкции за выявленные нарушения.

Что касается сроков проведения проверки, то обычно они ограничены 3 месяцами с момента поступления документов в ФНС, но в некоторых случаях по решению начальника отделения могут быть продлены еще на 3 месяца с целью установления всех нюансов и обстоятельств. Для иностранных организаций камеральная проверка может длиться в 2 раза дольше – до 6 месяцев.

Обращение в суд

Четвертым этапом обжалования АНП является обращение в суд. Возможно только в том случае, если соблюден обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган. Исковое заявление подается в суд в течение трех месяцев с того момента, как был получен ответ на жалобу (апелляционную жалобу).

Также организация имеет право на обращение в суд в том случае, если фискальные службы не приняли никакого решения в ответ на обжалование решения ИФНС в установленные законом сроки.

Информация для налогоплательщиков по срокам проведения камеральной налоговой проверки и порядку обжалования решений налогового органа

Дата публикации: 19.07.2012 16:38 (архив) Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ). Непосредственно приступить к проверке налоговый орган может в любой день после того, как вы сдали отчетность.

Однако независимо от того, когда фактически началась проверка, срок ее проведения начинает исчисляться со дня, следующего за днем представления отчетности (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ). Срок проведения камеральной проверки установлен в месяцах.

Он истекает в соответствующее число третьего месяца проверки (абз. 1 п. 5 ст. 6.1 НК РФ). Продление трехмесячного срока камеральной проверки Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

Также не предусмотрена законодательством и возможность приостановления камеральной проверки (ст.88 НК РФ). Все действия по проверке (истребование пояснений, документов и т.п.) налоговый орган вправе совершать только в пределах трех месяцев со дня подачи отчетности.

Оформление акта камеральной проверки, а также вынесение решения по итогам проверки осуществляются уже после ее окончания, т.е. за рамками трехмесячного срока (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 1 ст. 101 НК РФ). Акт камеральной проверки и решение по ней оформляются лишь в том случае, если налоговый орган выявил какое-либо нарушение налогового законодательства (п.

Акт камеральной проверки и решение по ней оформляются лишь в том случае, если налоговый орган выявил какое-либо нарушение налогового законодательства (п. 5 ст. 88 НК РФ). В случае если налогоплательщик подает уточненную декларацию (расчет), то камеральная проверка поданной ранее (первичной) отчетности прекращается.

При этом налоговый орган должен прекратить все действия в отношении первичной отчетности (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). После этого начинается камеральная проверка непосредственно уточненной декларации (расчета).

Срок ее проведения исчисляется со дня, следующего за днем представления уточненной декларации (расчета) (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

В ходе камеральной проверки уточненной отчетности налоговый орган может использовать те документы и сведения, которые он получил при проверке первичной отчетности (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Причем, начиная с 2010г.

повторно требовать у налогоплательщиков представленные ранее документы налоговики не вправе (п. 5 ст. 93 НК РФ). По общему правилу налогоплательщики не обязаны представлять в налоговый орган дополнительные документы для камеральной проверки, если только положениями НК РФ прямо не установлено, что вы сдаете их вместе с декларацией (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако есть отдельные случаи, когда у Вас все-таки могут запросить документы в связи с проведением камеральной проверки, а именно: 1) при применении льгот по проверяемому налогу (п.

6 ст. 88 НК РФ); 2) при проверке декларации по НДС с заявленной суммой налога к возмещению (абз.

2 п. 8 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 176, п. п. 1, 11 ст. 176.1 НК РФ); 3) при камеральной проверке налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п.

9 ст. 88 НК РФ). С 1 января 2012 г. ст. 88 НК РФ дополнена п. 8.1 (пп.

«б» п. 10 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.11.2011 N 336-ФЗ). Согласно нововведениям налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа (п.

8.1 введен Федеральным от 28.11.2011 N 336-ФЗ). Истребование указанных документов осуществляется в порядке, который предусмотрен ст. 93 НК РФ. Если в ходе камеральной проверки налоговый орган обнаружил какие-либо нарушения, он вправе истребовать документы и информацию о вашей деятельности у ваших контрагентов или иных лиц, которые ими обладают (п.

1 ст. 93.1 НК РФ). В процессе камеральной проверки налоговики вправе потребовать от налогоплательщика пояснения. Это возможно в том случае, если в представленной отчетности обнаружены ошибки или несоответствия между отчетностью и имеющимися уже у налогового органа документами и сведениями (п.

3 ст. 88 НК РФ). Налогоплательщик при представлении таких пояснений может дополнительно приложить к ним подтверждающие документы, например выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и иные документы, которые подтверждают достоверность данных, указанных в налоговой декларации (расчете) (п.

4 ст. 88 НК РФ). Акт камеральной проверки составляется в течение 10 рабочих дней после окончания проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). При рассмотрении материалов проверки налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий, в том числе и об истребовании у налогоплательщика документов (п.

6 ст. 101 НК РФ). Решение по итогам налоговой проверки вступает в силу в течение 10 рабочих дней с момента вручения его налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ). Решение выносится в течение 10 рабочих дней после истечения срока для представления возражений на акт налоговой проверки (15 рабочих дней), который, в свою очередь, отсчитывается от даты получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100, п. 1 ст. 101 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с решением, которое вынес налоговый орган по проведенной камеральной проверке, он может его обжаловать в порядке, установленном ст.

ст. 101.2, 137 — 140 НК РФ. Порядок обжалования решений налогового органа: — о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; — об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Между тем налогоплательщик вправе обжаловать и иные решения налогового органа (а также его действия и бездействие), принятые в ходе проведения налоговых проверок, например: — решение о проведении выездной налоговой проверки ( НК РФ); — решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки ; — решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов ( НК РФ); — решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки ( НК РФ); — решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля ( НК РФ); — постановления о назначении экспертизы, производстве выемки (, НК РФ); — требование о представлении документов ( НК РФ) и т.п. Порядок обжалования установлен НК РФ.

По общему правилу, предусмотренному , подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Другими словами, налогоплательщик вправе обжаловать решения налогового органа: — сразу в суд; — одновременно в вышестоящий налоговый орган и в суд; — в вышестоящий налоговый орган.

Это правило не распространяется на обжалование решений налогового органа: — о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; — об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Для обжалования таких решений НК РФ предусмотрен специальный порядок.

Для обжалования таких решений НК РФ предусмотрен специальный порядок. Для обжалования решений налогового органа, не связанных с привлечением к ответственности, как в арбитражный суд, так и в вышестоящий налоговый орган установлен единый срок для обращения: три месяца со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав ( НК РФ). В тот же трехмесячный срок со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, подается исковое заявление в арбитражный суд.

Поделиться:

Особенности обжалования актов налоговых проверок в вышестоящий налоговый орган

Дата публикации: 26.09.2019 07:38 Обжалованию в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд подлежат только акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (). Актом ненормативного характера является документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права. Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со , если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права. Обжалование в вышестоящий налоговый орган не вступивших в силу решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц предусмотрено , .

Вместе с тем, налоговым законодательством не предусмотрено обжалование в вышестоящий налоговый орган актов налоговых проверок, так как они не содержат обязательных для налогоплательщика предписаний, влекущих юридические последствия, а лишь констатируют фактические обстоятельства выявленного нарушения налогового законодательства, содержат предложения по устранению выявленных нарушений и применению к налогоплательщику мер ответственности. Порядок обжалования актов налоговых проверок установлен , в соответствии с которым лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Таким образом, правомерность либо неправомерность выводов, изложенных в акте налоговой проверки, устанавливается не вышестоящим налоговым органом, а налоговым органом в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки.

Поделиться:

Как оспаривать результаты налоговой проверки? Шесть этапов

8908 Налоговая проверка проходит несколько стадий.

В зависимости от стадии налогоплательщик имеет возможность выразить свое несогласие с действиями и выводами налогового органа в различных формах.

1. Уже в ходе проверки налогоплательщик может подавать жалобы в вышестоящий налоговый орган и в прокурату, в случае, если считает действия налогового инспектора незаконными. 2. Следующая форма несогласия, это возражения на акт налоговой проверки. В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ акт составляется в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10-и дней после окончания камеральной проверки Возражения направляются непосредственно в налоговый орган, проводивший налоговую проверку.

В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ у налогоплательщика есть один месяц для подачи возражений.

Указанный месяц отсчитывается от момента получения акт. Моментом получения акта следует считать дату проставления налогоплательщиком или его представителем расписки, или отсчитать шестой день с даты отправки почтового отправления с актом (п. 5 ст. 100 НК РФ). Давая расписку, следите за тем, чтобы в ней была указана реальная дата вручения, а не более ранее число, вписанное налоговым инспектором.

5 ст. 100 НК РФ). Давая расписку, следите за тем, чтобы в ней была указана реальная дата вручения, а не более ранее число, вписанное налоговым инспектором.

Иначе вы можете невольно сократить себе срок на подготовку возражений.

Если вы получили акт по почте, сразу же посчитайте дату, в которую акт признается полученным. Учитывая, что почтовый пробег может превышать установленный законом срок, времени на подготовку и подачу возражений может остаться мало.

Возражения подаются в письменном виде с приложением копий документов, подтверждающих доводы возражений.

Сдавая возражения и копии документов в налоговый орган позаботьтесь о получении отметки с дачей подачи возражений на вашем экземпляре возражений. Если к возражениям прилагаются документы, обязательно укажите в перечне приложений каждый документ. Это позволить исключить споры о составе документов, которые прилагались к возражениям.

Это позволить исключить споры о составе документов, которые прилагались к возражениям. Возражения возможно подать и почтовым отправлением. Однако следует учитывать время на почтовый пробег, чтобы избежать казуса, когда возражения отправлены в срок, но из-за почтовой задержки поступили позднее, чем вынесено решение.

Нередко при наличии возражений в ходе рассмотрения актов налоговые органы снимают отдельные доводы. В других случаях подача возражений может повлечь проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.

В свою очередь результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ). Готовя возражения на акт следует достаточно полно и всесторонне отразить как правовые основания своего несогласия с актом, так и документальные.

Нет смысла «прятать козыри в рукаве», так как в случае перехода спора в более поздние стадии, эти доводы придётся раскрыть.

В случае же качественной подготовки возражений есть вероятность сберечь время и силы, сняв ошибочные доводы налогового органа еще до вынесения решения. Также это покажет суду, что налогоплательщик добросовестно и принципиально отстаивал свою позицию, используя все имеющиеся правовые механизмы. 3. Следующий этап для выражения несогласия – это рассмотрение результатов налоговой проверки.

На этом этапе налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа, рассматривающего результаты налоговой проверки, устное несогласие с выводами, изложенными в акте.

На этой стадии также возможно предоставление обосновывающих документов.

Доводы налогоплательщика и представленные документы указываются в протоколе, который должен вестись при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ). Настывайте на внесении в протокол ваших устных доводов. Если представитель налогового органа отказывается это сделать, то подписывая протокол сделайте запись об этом.

4. Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, то для налогоплательщика наступает следующая стадия обжалования – досудебный обжалование ненормативного акта налогового органа в вышестоящий налоговый орган. В данном случае термин «акт» отличается от «акта» налоговой проверки. Решение, вынесенное по результатам налоговой проверки является ненормативным актом налогового органа.

Следует отметить, что в настоящее время досудебное обжалования в вышестоящий налоговых органа является обязательной стадией (п.

2 ст. 138 НК РФ). Без прохождения этой стадии невозможно обратится за судебной защитой. В случае подачи заявления в арбитражный суд без предыдущего досудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган заявление будет возвращено без рассмотрения.

Жалоба подаваемая в вышестоящий налоговый орган на решение о привлечении к налоговой ответственности до его вступления в силу , называет «апелляционная жалоба». Следует не путать с «апелляционной жалобой» подаваемой на решение суда в рамках процессуального законодательства. Учитывая, что согласно п. 9 ст.

101 НК РФ решение вступает в силу через один месяц со дня вручения налогоплательщику, то жалоба может быть подана в течение указанного месяца. Подавать апелляционную жалобу следует в налоговый орган, вынесший решение. Это делается по той причине, что материалы налоговой проверки находятся в налоговом органе, вынесшем решение.

После получения жалобы этот налоговый орган направляет жалобу вместе с материалами в вышестоящий налоговый орган (п.

1 ст. 139.1 НК РФ). Как и возражения, апелляционную жалобу можно сдать непосредственно в канцелярию.

Альтернативным вариантом подачи жалобы является ее направление по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае пропуска налогоплательщиком месячного срока подачи апелляционной жалобы у него остается возможность дальнейшего обжалования уже вступившего в силу решения налогового органа. На этом этапе документ, выражающий несогласие налогоплательщика, называется просто жалоба, без слова «апелляционная». Такая жалоба согласно п. 2 ст.

139 НК РФ может подаваться налогоплательщиком в течение года, который отсчитывается от даты принятия решения. То есть от той даты, которая указана на самом решении. Если срок пропущен, то налогоплательщик имеет возможность ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении пропущенного срока.

Конечно в ходатайстве необходимо будет указать причины пропуска срока и их уважительность.

Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ). Содержательно апелляционная жалоба и просто жалоба буду идентичными. Указанные документы должны содержать следующие элементы:

  1. Жалоба должна быть подписана единоличных исполнительным органом налогоплательщика или представителем, действующим на основании доверенности. При подписании жалобы представителем не забудьте приложить к ней доверенность представителя.
  2. Доказательства (документы), на которые ссылается налогоплательщик в обоснование своих доводов.
  3. Расчеты в части сумм налогов, пеней и штрафов, которые по мнению налогоплательщика, рассчитаны налоговым органом ошибочно.
  4. Нормы закона, обосновывающие доводы налогоплательщика.
  5. Реквизиты подателя жалобы (наименование, адрес, ИНН, способы связи: телефон, электронная почта).
  6. Доводы налогоплательщика, по которым он считает принятое решение незаконным.
  7. Требования налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части, с указанием конкретных частей решения.
  8. Наименование налогового органа, принявшего обжалуемое решение.
  9. Наименование вышестоящего налогового органа. Обычно в тесте указывается, что жалоба подается через налоговый орган, вынесший решение.

Следует учитывать, что налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения.

Основания для оставления жалобы без рассмотрения указаны в ст. 139.3 НК РФ. По общему правилу жалобы рассматриваются вышестоящим налоговым органом без участия налогоплательщика. В отдельных случаях участие возможно, но решение о необходимости этого принимает налоговый орган. Налогоплательщику не предоставлено право требовать возможности участия в рассмотрении жалобы.
Налогоплательщику не предоставлено право требовать возможности участия в рассмотрении жалобы.

Срок рассмотрения жалобы составляет один месяц со дня получения жалобы и может быть продлен еще на один месяц. Со дня принятия решения по апелляционной жалобы решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу. 5. Когда пройден досудебный порядок обжалования решения налогового органа, и налогоплательщик не согласен уже с решением вышестоящего налогового органа, либо вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, следующим этапом обжалования является обращение за судебной защитой в арбитражный суд.

Указанное право налогоплательщика предусмотрено п.

2 ст. 138 НК РФ. Следует отметить, что решения налоговых органов принятые в отношении физических лиц и в отношении организаций, обжалуются в разные суды и в разном процессуальной порядке. Решение в отношении физического лица обжалуется в суд общей юрисдикции по правилам КАС РФ.

Решение налогового органа в отношении индивидуального предпринимателя и организации обжалуется в арбитражный суд по правилам АПК РФ.

Порядок обжалования решений налоговых органов в арбитражных судах регулируется главой 24 АПК РФ, а также нормами о исковом производстве, в части не противоречащей положениям главы 24.

Налогоплательщику предоставляется три месяца, чтобы подать заявление в суд. Подготовка заявления в суд не должна вызывать затруднений, так как доводы, их основания, а также подтверждающие документы уже были подготовлены на стадии обжалования решения в вышестоящий налоговый орган.

Хотя конечно же на стадии судебного обжалования они могут быт дополнены. Указанный срок исчисляется с того момента, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его права. То есть с даты вручения ему решения вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (п.

4 ст. 198 АПК РФ). Заявление в арбитражный суд должно содержать: Реквизиты налогового органа и руководителя, принявшего решение. Следует учитывать, что при обжаловании решения налогового органа по результатам налоговой проверки, одновременно обжалуется и решение вышестоящего налогового органа, принятого по апелляционной жалобе. Соответственно необходимо указывать реквизиты двух налоговых органов, вышестоящего и нижестоящего.

Реквизиты принятых решений (название, номер и дата). Нарушенное право налогоплательщика.

Законы и другие нормативные акты, которым противоречит решение налогового органа. Требование налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части (следует указать конкретные части решения).

Вместе с заявлением необходимо приложить:

  1. Копия свидетельства о регистрации организации;
  2. Обжалуемый акт;
  3. Документы об оплате государственной пошлины.
  4. Доверенность представителя;
  5. Документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  6. Документы, на которые налогоплательщик ссылается;
  7. Документы о направлении заявления в налоговые органы;

Согласно пп.

3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ размер государственной пошлины составляет 3000 рублей. Срок рассмотрения заявлений составляет 3 месяца и может быть продлен по решению председателя суда до 6 месяцев.

6. В случае отказа арбитражного суда в удовлетворении заявления, далее возможно обжалование решения суд в апелляционной и кассационной инстанциях.

Апелляция и кассация проходят в стандартном процессуальном порядке, предусмотренном АПК РФ для искового производства. Как видим действующее законодательство содержит возможность обжаловать действий и решения налогового органа, осуществляемые в ходе налоговой проверки, как во время ее проведения, так и после завершения.

Проявляя активную позицию в ходе проверки налогоплательщик поэтапно формируют позицию для защиты своих интересов в суде.

Для эффективной защиты целесообразно обращаться к помощи опытных бухгалтеров и юристов, совместная работа которых обычно более эффективна по такому виду споров. Рубрика:

  1. , старший партнер, адвокат Коллегии адвокатов

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

Нарушение сроков проведения камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев на основании налоговой декларации, поданной налогоплательщиком в ИФНС (пп. 1 и 2 ст. 88 НК РФ). Независимо от того, когда инспекторы фактически приступят к проведению проверки, срок ее проведения начинает течь со дня, следующего за днем представления декларации (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Крайней датой окончания камеральной налоговой проверки следует считать последний день трехмесячного срока, установленного ст. 88 НК РФ (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 г. № 04АП-2560/2015). Причем законодательство не предусматривает возможность приостановления или продления сроков камеральной проверки (постановление ФАС Московского округа от 23.05.2012 г.

по делу № А40-85281/11-20-359, письмо Минфина России от 18.02.2009 г. № 03-02-07/1-75). Вместе с тем на практике налоговые органы нередко пропускают трехмесячный срок проведения проверки и увеличивают его.

По итогам анализа судебных актов можно сделать вывод, что при незначительном пропуске установленного для проведения проверки срока данное нарушение может быть оценено арбитрами как несущественное. Например, в постановлении ФАС Московского округа от 06.11.2013 г. по делу № А40-29318/13-115-126 и постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 г.

№ 09АП-21611/2013 по делу № А40-29318/1 указано, что пропуск срока в 2–3 месяца не является основанием для отмены спорного решения, поскольку срок проведения проверки, указанный в ст. 88 НК РФ, не является пресекательным, и НК РФ не предусматривает последствий его пропуска.

Диаметрально противоположную позицию занимают арбитры в случае длительного пропуска срока проведения проверки.

Например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17.02.2014 г.

по делу № А53-33611/2012 указано, что пропуск установленного срока проведения камеральной проверки более чем на 10 месяцев является существенным нарушением порядка проведения налоговой проверки и в силу п. 14 ст. 101 НК РФ служит основанием для отмены решения, вынесенного по результатам данной проверки. Как видно из содержания судебных актов, нарушение в виде пропуска срока проведения камеральной проверки признается судами существенным в зависимости от того, сколько времени прошло с момента истечения срока.

При этом важно помнить, что в соответствии с положениями ст.

71 АПК РФ суд оценивает имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Поэтому участие в процессе профессионального представителя увеличивает шансы налогоплательщика убедить суд в том, что пропуск срока проведения проверки привел к существенному нарушению прав налогоплательщика и что данное обстоятельство может служить основанием для отмены решения. Именно такими профессионалами являются налоговые юристы КСК групп, имеющие большой опыт оспаривания решений налоговых органов.

Решение отменяется, если его содержание расходится с содержанием акта

Суды отменили часть решения ИФНС по мотиву того, что инспекторы нарушили процедуру его принятия, поскольку оно не содержит обстоятельств совершенного обществом налогового правонарушения так, как они были установлены проверкой в акте:

  1. суммы доначислений по решению существенно превышают суммы доначислений по акту проверки.
  2. различаются методология и правовое обоснование доначисления;
  3. в решении приведены новые основания для доначисления налогов, не приведенные в акте;

Изменение оснований для доначисления налогов, пеней и штрафов в решении по сравнению с актом проверки ставит налогоплательщика в положение, при котором уже реализованное им право на представление возражений на акт проверки нивелируется приведенными в решении новыми основаниями для доначисления.

В такой ситуации компания фактически лишена права на представление возражений на итоговые доводы и выводы ИФНС, содержащиеся в решении по проверке.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+